Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2008 по делу n А08-131/08-20. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 августа 2008 года Дело №А08-131/08-20 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 г. Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2008 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Скрынникова В.А., Протасова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Чаплыженский элеватор» на решение арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2008 г. (судья Хлебников А.Д.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Чаплыженский элеватор» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области об обязании возвратить 388 904,09 руб. при участии в судебном заседании: от налогоплательщика: Бацан Н.А., представителя по доверенности б/н от 25.01.2006 г.; от налогового органа: Гончарова В.А., начальника отдела по доверенности № 04-08/07016 от 17.04.2008 г. УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Чаплыженский элеватор» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) возвратить 388 904, 09 руб., списанных со счета налогоплательщика в безакцептном порядке. Решением от 06.06.2008 г. арбитражный суд Белгородской области в удовлетворении заявленных требований отказал. Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на нарушение инспекцией установленного порядка направления требования и принятия решения о взыскании спорной суммы за счет денежных средств налогоплательщика, а также установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации двухмесячный срок для бесспорного взыскания недоимки. По мнению общества, факт неправомерного бесспорного списания денежных средств в сумме 388 904,09 руб. установлен решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области № 120 от 23.07.2007 г., этим же решением требование и решение инспекции, на основании которых было произведено взыскание денежных средств, отменены. Таким образом, общество считает, что списание инспекцией с его счета денежных средств в сумме 388 904,09 руб. на основании инкассового поручения от 28.03.2007 г. № 1243 является незаконным и, следовательно, денежные средства сумме 388 904,09 руб. подлежат возврату в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне взысканные. Представитель налогового органа возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие у общества переплаты в спорной сумме в связи с возникновением у него задолженности по уплате восстановленной суммы пени после утраты обществом права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды и проведением налоговым органом зачета списанной с расчетного счета общества суммы 388 904,09 руб. в счет погашения этой задолженности Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области на основании заявления открытого акционерного общества «Чаплыженский элеватор» от 17.12.2001г. вынесено решение от 24.12.2001г. № 19 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пеням и штрафам. В соответствии с данным решением, налогоплательщику предоставлена рассрочка погашения задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 1 137 981 руб., а также 15-ти процентов задолженности по пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 129 959 руб. 01.02.2002 г. инспекцией принято уточненное решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пеням и штрафам № 19 в отношении задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 1 701 513 руб. В соответствии с данным решением, налогоплательщику предоставлена рассрочка погашения задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды по страховым взносам в сумме 1 137 981 руб. (в том числе Пенсионный фонд - 1 043 722 руб., Фонд социального страхования - 87 942 руб., Государственный фонд занятости - 6 317 руб.), по пеням и штрафам в сумме 84 529 руб. - 15 процентов от суммы задолженности по пеням и штрафам 563 532 руб. (в том числе Пенсионный фонд – 69 240 руб., Государственный фонд занятости – 2 910 руб., федеральный фонд ОМС – 1 314 руб., территориальный фонд ОМС – 11 058 руб.). В отношении суммы 479 003 руб. - 85 процентов от суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе Пенсионный фонд - 392 400 руб., Государственный фонд занятости – 16 492 руб., федеральный фонд ОМС – 7 449 руб., территориальный фонд ОМС – 62 662 руб.) обществу представлена отсрочка уплаты до момента погашения рассроченной задолженности. Как следует из уточненного решения инспекции от 01.02.2002 г., погашение задолженности должно было осуществляться обществом в течение пяти лет в соответствии с установленными графиками, в том числе задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1 043 722 руб. подлежала погашению поквартально с 2002 г. по 2006 г. равными частями в размере 52 186,10 руб., задолженность по пеням и штрафам в Пенсионный фонд в сумме 69 240 руб. – поквартально с 2002 г. по 2006 г. равными частями в размере 3462 руб. Срок уплаты рассроченных платежей устанавливался не позднее 15 числа последнего месяца квартала, т.е. последний платеж по графику реструктуризированных платежей приходился на 15.12.2006 г. Сумма задолженности по пеням и штрафам 479 003 руб., отсроченная к уплате до момента погашения рассроченной задолженности, по истечении 5 лет подлежала списанию при условии выполнения налогоплательщиком условий реструктуризации. 26.01.2007 г. инспекцией принято решение № 3127-10/09/01228 о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам. Основанием принятия указанного решения, как это следует из его текста, послужило наличие у налогоплательщика задолженности по графику погашения задолженности по платежам в Пенсионный фонд по сроку 15.12.2006 г. в сумме 8 899, 71 руб. В принятом решении налоговый орган указал на обязанность налогоплательщика уплатить указанную сумму задолженности, а также пени по платежам в Пенсионный фонд в сумме 388 904,09 руб., восстановленной к уплате в бюджет вследствие утраты налогоплательщиком права на реструктуризацию. До принятия решения о прекращении действия решения о реструктуризации налоговым органом было направлено налогоплательщику требование № 310 от 15.01.2007 г. с предложением уплатить задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 15 748, 39 руб. и пени в сумме 461 698, 67 руб. в срок до 25.01.2007 г. В связи с неисполнением требования № 310 от 15.01.2007 г. инспекцией было принято решение № 1516 от 28.03.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в сумме 464 270, 14 руб., в том числе, налогов в сумме 8 899,71 руб., пени в сумме 455 370, 43 руб., на основании которого инкассовым поручением № 1243 от 28.03.2007 г. со счета налогоплательщика в Белгородском ОСБ № 8592 была списана сумма 388 904, 09 руб. Общество, не согласившись с указанными ненормативными актами инспекции, в результате принятия которых с его расчетного счета были списаны денежные средства в сумме 388 904,09 руб., обратилось в порядке статьи 139 Налогового Кодекса Российской Федерации в управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области с жалобой, в которой просило отменить требование № 310 от 15.01.2007 г. и решение № 1516 от 28.03.2007 г. и признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области по бесспорному списанию со счета общества денежных средств. Решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области № 120 от 23.07.2007 г. названные ненормативные акты отменены, действия налогового органа признаны незаконными. Посчитав сумму 388 904, 09 руб. излишне взысканной, общество 14.08.2007 г. обратилось в инспекцию с заявлением о возврате указанной суммы, в удовлетворении которого ему отказано письмом от 23.08.2007 г. по причине отсутствия факта излишней уплаты. Полагая, что действия инспекции противоречат законодательству о налогах и сборах, налогоплательщик обратился в арбитражный суд. Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции установил факт нарушения налогоплательщиком условий реструктуризации и наличие у него по состоянию на 31.12.2006 г. задолженности по уплате реструктуризированных страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 5 547 руб., реструктуризированной пени в сумме 7 720,1 руб. Наличие указанной задолженности, как выяснил суд, обусловлено разногласиями между налоговым органом и налогоплательщиком относительно назначения платежей, произведенных по платежным поручениям № 669 от 15.12.2003 г. в сумме 5547 руб., № 271 от 21.04.2004 г. в сумме 21 846,94 руб., № 802 от 26.09.2005 г. в сумме 3 352,71 руб. Проанализировав представленные налоговым органом и налогоплательщиком документы об уплате реструктуризированной задолженности по платежам в Пенсионный фонд и основываясь на сведениях о назначении платежа, указанных в соответствующих полях платежных поручений, суд пришел к выводу, что сумма 5547 руб. уплачена налогоплательщиком в счет погашения реструктуризированной задолженности по пене, сумма 3 352,71 руб. – в счет погашения реструктуризированной задолженности по страховым взносам, а сумма 21 846,94 руб. не имеет отношения к погашению реструктуризированной задолженности, так как в назначении платежа налогоплательщиком было указано на уплату пени за 2001 г., не включенной в реструктуризированную задолженность. Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что спорная сумма не является излишне взысканной, так как в связи с нарушением обществом графика платежей реструктуризированной задолженности оно утратило право на реструктуризацию задолженности и не подало заявление о восстановлении права на реструктуризацию после того, как узнало об отмене решения о реструктуризации. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, у общества возникла обязанность по уплате 392 340 руб. пени, подлежащей списанию лишь при исполнении налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией суда области. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, является мерой принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренной статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Данный порядок применяется также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Налогового кодекса). Таким образом, Налоговый кодекс устанавливает определенный порядок принудительного взыскания налоговым органом недоимок по налогам, сборам, пеням во внесудебном порядке, при этом, возбуждение процедуры принудительного взыскания непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (сбора, пени). Основанием направления налогоплательщику требования об уплате налога является, в силу статей 45, 70 Налогового кодекса (в соответствующих редакциях), неисполнение обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок или ненадлежащее исполнение обязанности в установленный срок. Статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2008 по делу n А08-4951/07-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|