Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2006 по делу n А14-653/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

                                                            

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

18 мая 2006 г.                                                          дело № А14-653/2006/134/14

город Воронеж     

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2006 г.    

Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2006 г.                                                                                                                                                                          

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -                                        Михайловой Т.Л.,

судей -                                                                                  Скрынникова В.А.,

                                                                                               Шеина А.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем

                                                                                               Белоусовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Воронежской таможни на решение арбитражного суда Воронежской области (судья Пименова Т.В.) от  02.03.2006 г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Воронежская транспортная компания – Плюс» к Воронежской таможне об оспаривании отказа в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей

при участии в судебном заседании:

от  таможни - Дяченко В. С. - по доверенности №05-14/5901 от 02.09.2005г.,

от общества - Лобазов Г. И. - по доверенности от 10.01.2006г.,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Воронежская транспортная компания – Плюс» (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании  незаконным отказа Воронежской таможни (далее – таможня, таможенный орган) в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины без применения обеспечения уплаты таможенных платежей от 13.10.2005 г. № 12-01-07/7137.

Решением арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2006 г. требования общества  удовлетворены и признано недействительным решение Воронежской таможни, выраженное в письме от 13.10.2005 г. № 12-01-07/7137, об отказе в предоставлении льготы по уплате таможенной пошлины без применения обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможне предложено устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Воронежская транспортная компания – Плюс» в месячный срок.

Не согласившись с решением суда, Воронежская таможня обратилась с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

По мнению таможни, судом  сделан ошибочный вывод об отказе в предоставлении обществу льгот по уплате таможенной пошлины, поскольку такой отказ мог быть произведен лишь при осуществлении таможенного оформления ввезенных на территорию Российской Федерации товаров, общество же товар для таможенного оформления не предъявляло, а обратилось с запросом о возможности предоставления ему льгот по уплате таможенных пошлин после фактического вывоза ранее ввезенных транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, по мнению таможенного органа,  письмо от 13.10.2005 г. № 12-01-07/7137 является письменной консультацией по вопросам применения таможенного законодательства, не являющейся основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенными органами при дальнейшем осуществлении  таможенных операций.

Данное обществу разъяснение о невозможности предоставления льгот по уплате таможенной пошлины таможня считает соответствующим закону, поскольку  общество является вновь созданным и не имеет достаточных денежных средств или имущества для уплаты таможенных платежей  в случае, если им будет допущено нецелевое использование условно выпущенного товара.

  

Представитель общества апелляционную жалобу не признал, пояснил, что  декларирование ввезенных транспортных средств им не производилось в связи с получением устного разъяснения от работников таможенного органа о невозможности предоставления льгот по уплате таможенных пошлин. В связи с указанным разъяснением, ввезенные в июле 2005 г. на территорию Российской Федерации транспортные средства в сентябре того же года  были вывезены, а таможне направлен письменный запрос о предоставлении льгот, отрицательный ответ на который и был обжалован в арбитражный суд, так как общество собиралось в последующем вновь ввезти указанные транспортные средства  в качестве вклада в уставный капитал.

   

Рассмотрев представленные материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение от 02.03.2006 г.  подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, спор между таможенным органом и обществом  с ограниченной ответственностью «Воронежская транспортная компания – Плюс» возник  по поводу  возможности предоставления льгот последнему по уплате таможенных платежей при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в качестве вклада в его  уставный капитал.

23.09.2005 г. общество обратилось в таможенный орган с  сообщением о намерении ввезти на территорию Российской Федерации двух автобусов стоимостью 192 тыс. руб. каждый в качестве вклада в уставный капитал  и просьбой разрешить  условный выпуск указанных автобусов без уплаты таможенной пошлины.

Письмом от  13.10.2005 г. № 12-01-07/7137 таможенный орган  сообщил обществу о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных платежей для условного выпуска транспортных средств.

Не согласившись с указанным ответом, общество обратилось в арбитражный суд за признанием его незаконным.

Вопросы уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации  регулируются таможенным законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации  таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары не облагаются таможенными  пошлинами, налогами, либо в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов,  - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение, по иным основаниям, названным настоящей статьей.

В силу статьи 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары:

   -не являются подакцизными;

   -относятся к основным производственным фондам;

   -ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В случае реализации указанных товаров или иного нецелевого использования причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Воронежская транспортная компания – Плюс», внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц 14.05.2005 г. за основным государственным регистрационным номером  1053600214722, имеет в качестве одного из учредителей иностранное юридическое лицо – акционерное общество торговая компания с ограниченной ответственностью  «Фантомак», зарегистрированное на территории  Финляндии.

В соответствии с учредительным договором и уставом общества вкладом иностранного учредителя в уставный капитал общества  являются два автобуса марки VOLVO B10R, 1992 года выпуска, стоимостью 192 тыс. руб. каждый. Согласно изменениям в учредительные документы, зарегистрированным  08.07.2005 г., уставный капитал общества увеличен до суммы 952 тыс. руб.; на сумму увеличения иностранный учредитель общества обязан  был дополнительно внести в уставный капитал общества  два автобуса марки VOLVO B10R, 1992 года выпуска, стоимостью 180 тыс. руб., и один автобус  1993 года выпуска, стоимостью 192 тыс. руб.

26.07.2005 г. обществом ввезены на территорию Российской Федерации три автобуса марки VOLVO B10R 1992 года выпуска через  таможенный пост Торфяновка Выборгской таможни. Ввезенные транспортные средства перемещены по территории Российской Федерации в режиме внутреннего таможенного транзита по  транзитным декларациям №№ 260705/0010979, 260705/0010980, 260705/0010980 на территорию Воронежской области и помещены на склад временного хранения закрытого акционерного общества  «СВТ-Сервис» 28.07.2005 г.

Учитывая, что  названные транспортные средства не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и были ввезены обществом как вклад в уставный капитал, у общества отсутствует обязанность  по уплате таможенной пошлины при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации при условии соблюдения предъявляемых таможенным законодательством требований для ввоза указанных товаров.

  

Довод таможенного органа о необходимости уплаты таких платежей в связи с тем, что общество является вновь созданным,   со ссылкой на разъяснение, данное в письме  Федеральной таможенной службы России от 24.10.2005 г. № 15-14/36961 «О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей», не может быть принят судом во внимание, так как он противоречит действующему таможенному законодательству.

В соответствии со статьей 3 Таможенного Кодекса Российской Федерации таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (акты таможенного законодательства). Отношения, указанные в пункте 1 названной статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Статьей 5 Кодекса установлено, что  в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. При этом  согласно статье 6 Кодекса положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

Письмо  Федеральной таможенной службы России не является правовым актом в области  таможенного дела, не прошло государственную регистрацию, содержит ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством,  в связи с чем  не подлежит применению.

Таким образом, письмо таможенного органа от 13.10.2005 г.  № 12-01-07/7137 в части, содержащей указание на необходимость внесения  обеспечения уплаты таможенных платежей при условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, не соответствует действующему таможенному законодательству.

Обеспечение уплаты таможенных платежей при отсутствии обязанности по их уплате противоречит положениям статьи 337 Таможенного кодекса. В указанной ситуации соблюдение лицом, перемещающим товар, положений таможенного законодательства обеспечивается полномочиями таможенного органа по контролю за целевым использованием условно выпущенного товара в порядке, установленном положениями раздела IV Таможенного Кодекса.

В то же время, судом сделан ошибочный вывод о том, что оспариваемое  письмо является решением  об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины без применения обеспечения уплаты таможенных платежей.

В соответствии с нормами таможенного законодательства  взаимодействие между таможенным органом и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, осуществляется посредством таможенного оформления и таможенного контроля (статья 14 Таможенного кодекса). Статьей 63 Таможенного кодекса установлено, что для таможенного оформления товаров лица, перемещающие их, обязаны  предоставить таможенному органу необходимые документы, содержащие сведения о  товарах, об их таможенном режиме,  другие сведения, необходимые для таможенных целей (декларирование товаров). Указанные сведения представляются таможенному органу в документе установленной формы – таможенная декларация. Согласно  статье 124 Таможенного кодекса к основным сведениям, заявляемым в таможенной декларации, относятся (наряду с прочими) сведения о таможенном режиме,  об исчислении таможенных платежей и о применении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов, в соответствии со статьей 132 Кодекса, фиксируется в день их получения таможенным

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2006 по делу n А14-990/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также