Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу n А14-756/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

                                                                      

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

4 июля  2008 года                                                 Дело № А14-756/2008/33/19                                                                                                      

г.Воронеж                                           

                                                                                                                                                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.08 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 4.07.08 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Сергуткиной В.А.

судей:                                                                                         Осиповой М.Б.

                                                                                                    Протасова А.И.                                                                                

при ведении протокола судебного заседания  Овсянниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области  на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.03.08 г. по делу № А14-756/2008/33/19 ( судья Попова Л.В.) по заявлению Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру

при участии:

От УФРС по Воронежской области: Ляхненко Е.Н., ведущий специалист – эксперт, по доверенности №11-д от 9.01.2008 г.,

От Администрации Борисоглебского городского округа :  Мишуков А.В., представитель по доверенности №2548 от 29.12.2005 г., Шамшин А.В., адвокат, доверенность №2548 от 29.12.2005 г.

 

УСТАНОВИЛ:

Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее – регистрирующий орган УФРС по Воронежской области ) об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г.Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30 кв.42, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Решением от 24.03.2008 г. Арбитражного суда Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов , изложенных в решении, обстоятельствам дела.

УФРС по Воронежской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.06.2008 г.

Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителей заявителя, ответчика, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Как видно из материалов дела, 4.10.2007 г. Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации  за муниципальным образованием права собственности на квартиру , расположенную по адресу Воронежская область г.Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30 кв.42.

В качестве документа - основания для регистрации права собственности на указанную квартиру Администрацией была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Борисоглебского городского округа Воронежской области  от 11.09.2007 г. №39, где основанием для включения в реестр спорного имущества указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации , краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».   

Сообщением от 2.11.2007 г. №05/025/2007-398 УФРС по Воронежской области отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости. В качестве оснований  отказа в госрегистрации УФРС указывает на несоответствие представленных на регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ не свидетельствует о наличии прав муниципального образования на данный объект недвижимости.

Не согласившись с отказом УФРС по Воронежской области, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.   

Оставляя заявленные требования без удовлетворения , арбитражный суд указал, что порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок  оформления его как муниципальной собственности был установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. №114-рп, однако заявителем доказательства соблюдения передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность не были представлены .  На регистрацию не представлены ни Перечень объектов , передаваемых в муниципальную собственность, ни доказательства утверждения данного перечня представительным органом местного самоуправления, ни доказательства передачи для утверждения данного Перечня в Комитет по управлению имуществом Воронежской области.

Апелляционная инстанция находит выводы суда области ошибочными исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.

  В соответствии с пунктом 1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В качестве правового основания регистрации права собственности  заявителем в регистрирующий орган была предоставлена выписка № 78 от 21.08.2007г. из реестра муниципальной собственности Борисоглебского городского округа Воронежской облас­ти ; к заявлению о регистрации приложены - справка БТИ, договор на передачу квартиры в собственность, доверенность , адресная справка, Постановления Администрации Борисоглебского городского округа №1605 от 30.07.2007 г.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность , государственную собственность республик в составе Российской Федерации . краев, областей, автономной области, автономных округов ,городов Москвы и Сантк-Петербурга в муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

  Приложением 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 определены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. К ним относятся  объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе,

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; другие объекты.

Согласно  Постановлению Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

В соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп Совет народных депутатов города, района, утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых  в муниципальную собственность регистрируются соответствующим комитетом по управлению имуществом.

В соответствии с п.10 Положения муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности.

Решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 29.07.2005 г. №15 утверждено Положение «О порядке ведения реестра жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области  в новой редакции» и положения «О порядке ведения реестра объектов- муниципального жилого фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области в новой редакции, согласно п.3 которого Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области предоставлены полномочия постановлениями вносить изменения и дополнения в реестр  объектов муниципального жилищного фонда, а п.4 утверждена форма выписки из реестра жилищного фонда.

Формой предоставления информации , содержащейся в реестре является выписка из реестра муниципального жилого фонда по форме согласно приложению 3, которая подписывается главой Борисоглебского городского округа Воронежской области либо лицом его замещающим.

Основаниями включения объектов учета в реестр муниципальной собственности  является в т.ч., передача объектов в муниципальную собственность в порядке разграничения собственности в РФ в соответствии с действующим законодательством.

  Спорное имущество внесено в реестр на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 и не противоречит ему.

Исходя из смысла  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. №8,  вопрос об обоснованности включения 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу n А14-14260-2004. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также