Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу n   А35-224/08-С8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

01 июля 2008  года                                                           Дело   № А35-224/08-С8

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008  г.

Полный текст постановления изготовлен  01 июля 2008  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                Осиповой М.Б.,

Сергуткиной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания     секретарем

Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области на решение арбитражного суда Курской  области от 28.03.2008 г. (судья Горевой Д.А.),

принятое по заявлению федерального государственного учреждения «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента Российской Федерации к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области о признании частично незаконным решения № 09-08/1 ДСП от 10.01.2008г.

при участии в судебном заседании:

от  налогоплательщика: Пожидаевой  Ю.И.- представителя  по доверенности №3 от 26.12.2007г., Свиридова А.В. – представителя по доверенности №1 от 04.12.2007г.;

от налогового органа: Романенковой Е.Е.- начальника отдела по  доверенности №4 от 09.01.2008г., Губенко Н.М. -  заместителя начальника отдела по  доверенности №37 от 27.02.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента Российской Федерации (далее  - налогоплательщик, федеральное учреждение «Санаторий «Марьино», учреждение) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области о признании  незаконным решения № 09-08/1 ДСП от 10.01.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  за неполную уплату налога на добавленную стоимость  за 2006г. и первое полугодие 2007г.  в виде взыскания штрафа (с учетом снижения его размера в 5 раз) в размере 133805 руб., до­начисления налога на добавленную стоимость в сумме 3345128 руб.  за 2006г. и 1 полугодие 2007 г., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 412928 руб.

Решением арбитражного суда Курской  области от 28.03.2008г. требования федерального государственного учреждения «Санаторий «Марьино» удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным в указанной части.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом,  налоговый орган обратился  с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на отсутствие ведения учреждением раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с требованием пункта 4  статьи 149 Налогового кодекса, так как способы ведения раздельного учета не закреплены распорядительными документами об учетной политике учреждения. По мнению инспекции, имеющийся у налогоплательщика учет  осуществляемых операций является бюджетным учетом, а не раздельным учетом в целях обложения налогом на добавленную стоимость, так как последний предполагает  ведение не только раздельного учета выручки, но и раздельного учета «входного» налога на добавленную стоимость.

В связи с указанным, налоговый орган считает обоснованным произведенный им расчет  сумм налога, предъявленных продавцами  товаров (работ, услуг) налогоплательщику и принимаемых к вычету либо учитываемых в их стоимости в той пропорции, в которой они были использованы для операций как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению. При этом, по мнению налогового органа, в указанном расчете не должны участвовать суммы налога, оплаченные за счет средств бюджетного финансирования,   поскольку бюджетное финансирование  не является выручкой.

Федеральное государственное учреждение «Санаторий «Марьино»   с доводами апелляционной жалобы не согласно, полагает, что в учреждении ведется раздельный учет операций, не подлежащих и подлежащих налогообложению, вследствие чего в отношении последних возможно применение налоговых вычетов в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса. При этом налогоплательщик ссылается на отсутствие законодательного определения порядка осуществления  раздельного учета и на наличие у него права самостоятельно определить методику ведения раздельного учета  в целях налогообложения.

По пояснениям налогоплательщика, в целях налогообложения им  ведется раздельный учет сумм «входного» налога на добавленную стоимость, критерием которого является вид финансирования деятельности. Суммы налога на добавленную стоимость,  предъявляемые поставщиками по товарам (работам, услугам), оплата которых осуществлялось за счет средств от  предпринимательской деятельности, учитываются на счете 021001000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по приобретенным материалам». Одновременно указанные суммы вносятся в книгу покупок, данные которой соответствуют данным налоговых  деклараций.

Счета-фактуры, оплата которых производится за счет бюджетных средств, учреждение не учитывает по счету 021001000 и не отражает в книге покупок, а относит на стоимость товаров (работ, услуг).

По этой причине налогоплательщик считает необоснованным вывод инспекции об отсутствии у него раздельного учета в целях исчисления налога на добавленную стоимость и просит решение суда первой инстанции, принятое с учетом доводов налогоплательщика,  оставить  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица –администрации муниципального образования «Ивановский сельсовет», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, Указанное обстоятельство, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу,  в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Курской области была проведена выездная налоговая проверка федерального государственного учреждения «Санаторий «Марьино» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004г. по 01.07.2007г.  Результаты проверки нашли отражение в акте № 09-08/20 от 21.11.2007г.

По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, инспекцией было принято решение № 09-08/1 ДСП от 10.01.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому в части налога на добавленную стоимость учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса,  за неполную уплату налога  за 2006г. и первое полугодие 2007г. в связи с занижением налоговой базы на сумму 3345128 руб.,  в виде взыскания штрафа (с учетом снижения его размера в 5 раз в связи с наличием обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность) в размере 133805 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику были начислены  к уплате в бюджет  пени за несвоевременную уплату  налога на добавленную стоимость в сумме 518472,39  руб. и  налог на добавленную стоимость в общей сумме 3402593 руб.,  в том числе за 2006г. и 1 полугодие 2007 г. - в сумме 3345128 руб.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за 2004г. в сумме 57465 руб., за 2006г. в сумме 2587005 руб. и за первое полугодие 2007г. в сумме 758123 руб. явился вывод налогового органа об отсутствии ведения в учреждении раздельного налогового учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), вследствие чего инспекцией был произведен расчет сумм налога на добавленную стоимость, по которым возможно применение налогового вычета, про­порционально доле услуг, реализация которых подлежит налогообложению (ос­вобождена от налогообложения), в общей стоимости оказанных услуг. Поскольку в произведенном  расчете  налоговый орган  не учел те счета-фактуры, оплата по которым была произведена учреждением за счет средств бюджетного финансирования, то сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к вычету, была исчислена налоговым органом в меньшем размере, чем фактически заявлено налогоплательщиком к вычету.

Не согласившись с действиями налогового органа, федеральное государственное учреждение «Санаторий «Марьино» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным принятого инспекцией ненормативного правового акта в части доначисления налога на добавленную стоимость, пеней и санкций  по указанному основанию.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, федеральное государственное учреждение «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента Российской Федерации является юридическим лицом в форме государственного учреждения.

Согласно уставу, основ­ной целью деятельности учреждения является предоставление услуг по органи­зации санаторно-курортного лечения, отдыха и оздоровления с использованием природных, климатических и других лечебных факторов физическим лицам, в том числе работникам организаций, подведомственных Управлению делами, медицинское и социально-бытовое обслуживание которых возложено на Управ­ление делами Президента Российской Федерации (государственный заказ), а также иным лицам. В соответствии с этим учреждение осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности):

предоставление услуг по санаторно-курортному лечению, оздоровлению, ак­тивному отдыху с использованием природных, климатических и других лечеб­ных факторов, а также предоставление оборудованных и отвечающих сани­тарно-гигиеническим требованиям помещений для лечения, оздоровления и от­дыха физическим лицам, в том числе работникам организаций, подведомствен­ных Управлению делами, медицинское и социально-бытовое обслуживание ко­торых возложено на Управление делами, а также иным лицам;

организация общественного питания (буфеты, кафе, бары, рестораны, столо­вые);

организация культурно-досуговых и спортивных мероприятий;

осуществление фармацевтической деятельности;

осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

организация технического обслуживания, капитального строительства, теку­щего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и иных объ­ектов Учреждения;

благоустройство земельных участков, предоставленных учреждению;

приобретение и ремонт автотранспорта в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

организация выполнения проектных и пусконаладочных работ, ввода в экс­плуатацию новых и реконструируемых систем и оборудования;

обеспечение объектов Учреждения теплом, электроэнергией, водоснабжени­ем;

организация и обеспечение эксплуатации объектов связи;

эксплуатация электрических, газовых и тепловых сетей;

проведение инвентаризации и паспортизации оборудования, инженерных сис­тем, помещений, сооружений, зданий и других объектов.

Кроме того, учреждение осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность по следующим основным направлениям:

представление полатных медицинских услуг;

организация торгово-закупочной деятельности, розничной торговли (в том числе реализация ликероводочных изделий, вина, табачных изделий);

организация сети бытовых услуг (парикмахерские, химчистки и т.д.);

организация сети прокатных пунктов;

представление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов; оказание юридических и консультационных услуг; предоставление услуг автосервиса и автостоянки;

предоставление платных коммунальных услуг населению и организациям; оказание услуг организациям и физическим лицам по проведению симпозиу­мов, конференций, семинаров и других мероприятий;

предоставление экскурсионных услуг организациям и физическим лицам;

развитие и совершенствование многоотраслевого подсобного сельского хо­зяйства, в том числе производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, переработка молока, получение и реализация сельскохозяйственной продукции для обеспечения производимыми и перерабатываемым продуктами питания работников учреждения, столовых.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом было  установлено, что в поверяемом периоде налогоплательщик осуществлял основной вид деятельности - деятель­ность санаторно-курортного учреждения, а также реализацию продукции под­собного хозяйства, услуг и прочие, не запрещенные законодательством,  виды предпринимательской  деятельности.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации юридические лица являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения  налогом на добавленную стоимость являются  операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе  передача права собственности на  товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе; передача на территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций

Статьей 166 Кодекса установлено, что  общая сумма налога на добавленную стоимость  исчисляется  его плательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу n А48–1937/07-6. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также