Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу n А14-1527/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

17 июня 2008 года                                                            Дело №А14-1527/2008

город Воронеж                                                                                               35/10     

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Шеина А. Е.,

судей                                                                                       Михайловой Т. Л.,

                                                                                                 Протасова А. И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,

при участии:

от сельскохозяйственного производственного кооператива «Воронежский тепличный комбинат» - Лямзина Ю. М., юрисконсульта, по доверенности от 08.08.2007 года, Воропаева Н. П., ведущего юрисконсульта, по доверенности от 01.02.2008 года,

от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области – Котовой В. А., ведущего специалиста-эксперта, по доверенности от 09.01.2008 года №10-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2008 года по делу №А14-1527/2008/35/10 (судья Есакова М. С.),

  

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Воронежский тепличный комбинат» (далее – СПК «Воронежский тепличный комбинат», кооператив) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС по Воронежской области, управление) в государственной регистрации права собственности на здание литера А1 площадью 493,8 кв. м, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Тепличная, д.4б, и об обязании УФРС по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости за СПК «Воронежский тепличный комбинат».

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2008 года по делу №А14-1527/2008/35/10 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

Кооператив возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 06.06.2008 года №338.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 25.10.2007 года СПК «Воронежский тепличный комбинат» обратилось в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание литер А1 площадью 493,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Тепличная, д.46.

Государственная регистрация права была приостановлена на 1 месяц, о чем заявителю направлено уведомление от 21.11.2007 года №01/253/2007-269. В уведомлении указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли осуществляют внутрихозяйственные комиссии. Кроме того, решение администрации Воронежской области от 12.01.1998 года №3 содержит ссылку на вышеуказанный документ, который необходимо представить для государственной регистрации права собственности.

Данное уведомление также содержит требование о необходимости представления для регистрации решения общего собрания пайщиков КСП Рубикон» от 20.03.1997 года.

Сообщением от 25.12.2007 года №01/253/2007-269 УФРС по Воронежской области отказало кооперативу в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в связи с непредставлением указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации документов со ссылкой на абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Полагая, что УФРС по Воронежской области отказало в государственной регистрации права собственности с нарушением действующего законодательства, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, СПК «Воронежский тепличный комбинат» обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что спариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии со статьей 16 указанного закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации,  и  отражать  информацию,  необходимую  для  государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения обременения прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте здания таких актов, вступившие законную силу судебные акты и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Пунктом 1 статьи 17 указанного закона предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если  представленные  им  документы  отвечают  требованиям  статьи  18 настоящего  Федерального   закона  и   если  иное   не  установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 25.10.1991 года №1119 совхоз «Советский» был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «Рубикон» в Воронежской области (далее - КСП «Рубикон»).

Общим собранием членов КСП «Рубикон» 20.03.1997 года принято решение о реорганизации в форме преобразования в СПК «Воронежский тепличный комбинат».

Согласно передаточному акту от 14.04.1997 года КСП «Рубикон» передал, а СПК «Воронежский тепличный комбинат» принял все движимое и недвижимое имущество КСП «Рубикон».

Приложением к данному акту является Перечень основных средств, зданий, сооружений, передаточных устройств, переданных с баланса КСП «Рубикон» на баланс СПК «Воронежский тепличный комбинат» в результате реорганизации по состоянию на 01.01.1997 года.

В указанный перечень включено, в том числе, здание комбината бытового обслуживания, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Тепличная, д.46.

Решением №3 от 12.01.1998 года Комитет по управлению государственным имуществом Воронежской области администрации Воронежской области (далее - КУГИ Воронежской области) согласился с решением внутрихозяйственной комиссии по реорганизации КСП «Рубикон», а также с расчетом и актом оценки имущества КСП «Рубикон» и решил передать данное имущество в собственность СПК «Воронежский тепличный комбинат».

С указанного момента государственная доля в имуществе кооператива перестала существовать (письмо КУГИ Воронежской области от 23.02.2008 года №10/к-285) .

При этом, в решении КУГИ Воронежской области указано, что оно принято на основании ряда представленных КСП «Рубикон» документов, оформленных надлежащим образом, а также протокола собрания трудового коллектива КСП «Рубикон» о реорганизации предприятия и образовании на его базе сельскохозяйственного кооператива.

Данное решение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке никем не оспорено.

Согласно Уставу СПК «Воронежский тепличный комбинат» (принят общим собранием членов 20.03.1997 года, зарегистрирован в установленном законом порядке Городской регистрационной палатой администрации г.Воронежа 03.03.2008 года), кооператив создан в результате реорганизации КСП «Рубикон», зарегистрированного решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г.Воронежа от 08.10.1991 года №1325/19, и является его правопреемником по всем правам и обязательствам в отношении всех его кредиторов и дебиторов.

Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного (приобретенного) в процессе его деятельности.

В уведомлении о приостановлении государственной регистрации отсутствует указание на то, какой конкретно документ должен быть представлен на государственную регистрацию в силу реорганизации КСП «Рубикон» на основании постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что уведомление в соответствующей части неисполнимо.

Исходя из буквального прочтения данного уведомления, следует вывод необходимости   представления   заявителем   самого   постановления Правительства  РФ  от  04.09.1992  года № 708  «О  порядке  приватизации  и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Однако данный документ в силу положений статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не может являться основанием для государственной регистрации права и, соответственно, не должен предоставляться заявителем.

Сообщение об отказе в государственной регистрации также не позволяет сделать вывод о том, какой документ должен был быть представлен СПК «Воронежский тепличный комбинат» для государственной регистрации.

В ходе судебного разбирательства представитель УФРС по Воронежской области пояснил, что на государственную регистрацию должно было быть представлено решение внутрихозяйственной комиссии по реорганизации КСП «Рубикон».

Однако ни в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, ни в решении об отказе в государственной регистрации управление не ссылалось на отсутствие данного документа.

Кроме того, анализ Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года №708, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года указанные комиссии лишь формируют предложения по передаче имущества реорганизуемых колхозов, совхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, в силу чего их решение не является правоустанавливающим документом.

Помимо изложенного, судом первой инстанции правомерно учтено, что в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно представленным на регистрацию решением Арбитражного суда Воронежской

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу n А64-732/08-21. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда 1-й инстанции  »
Читайте также