Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А35-6514/07-С18 . Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 мая 2008 года                                                                 Дело № А35-6514/07-С18 

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено  29.05.2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.

судей                                                                                     Скрынникова В.А.

                                                                                               Протасова А.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С.,

при участии:

от ООО «Курсктеплоэнергоремонт»: Рябцев В.Г. – адвокат по доверенности б/н от 24.10.2007 г. действительна в течение трех лет, удостоверение № 635 выдано 11.09.2007 г. регистрационный номер 46/244 в реестре адвокатов Курской области;

от ИФНС России по г. Курску: представители не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Курсктеплоэнергоремонт» на решение Арбитражного суда Курской области от 18.03.2008 года по делу № А35-6514/07-С18 (судья Пронина Е.Е.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Курсктеплоэнергоремонт» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения № 7559 от 27.09.2007 г.о признании незаконным требования № 14608 от 02.05.2007 г.

ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Курсктеплоэнергоремонт» (далее – ООО «Курсктеплоэнергоремонт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску, Инспекция) о признании незаконным решения № 7559 от 27.09.2007 г., согласно которому, Обществу отказано в государственной регистрации внесения в государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества в связи с его ликвидацией. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Общество просило суд  обязать Инспекцию совершить регистрационные действия в связи с ликвидацией ООО «Курсктеплоэнергоремонт».

Решением Арбитражного суда Курской области от 18.03.2008 года по делу № А35-6514/07-С18 в удовлетворении заявленных требований Общества о признании незаконным решения Инспекции № 7559 от 27.09.2007 г., как несоответствующего Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказано полностью.

ООО «Курсктеплоэнергоремонт» не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

В судебное заседание не явилась ИФНС России по г. Курску, которая извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Инспекции.

В судебном заседании 26.05.2008 г. объявлялся перерыв до 28.05.2008 г.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду следующего.

Как следует из материалов, Общество с ограниченной ответственностью «Курсктеплоэнергоремонт» зарегистрировано ИФНС России по г. Курску в качестве юридического лица 24.03.2005 г., внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1054639019302, состоит на налоговом учете ИНН 4632050959.

Согласно протоколу общего собрания участников ООО «Курсктеплоэнергоремонт» от 23.05.2007 г. принято решение о ликвидации ООО «Курсктеплоэнергоремонт». Ликвидатором назначена Дорохова Е.А.

Соответствующее заявление было подано Обществом 25.05.2007 г. в ИФНС России по г. Курску.

01.06.2007 г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись №2074632084250 о принятии решения о ликвидации Общества и внесена запись № 2074632084261 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, о чем выданы соответствующие свидетельства (л.д.34,35) .

Ликвидатором ООО «Курсктеплоэнергоремонт» 30.07.2007 г. был составлен промежуточный ликвидационный баланс и утвержден учредителями Общества, который представлен в Инспекцию 10.08.2007 г.

17.08.2007 г. в ЕГРЮЛ внесена запись № 2074632126974 о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества, о чем выдано свидетельство (л.д.41).

20.09.2007 г. ООО «Курсктеплоэнергоремонт» представило в Инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО «Курсктеплоэнергоремонт» в связи с его ликвидацией. К заявлению приложены ликвидационный бухгалтерский баланс Общества, документ об уплате государственной пошлины, справка Управления Пенсионного фонда РФ по г. Курску и Курскому району № 102 от 18.09.2007 г.

В данном заявлении Общество указало, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с кредиторами завершены. Данная запись подтверждена ликвидатором, чья подпись на заявлении засвидетельствована нотариусом 19.07.2007 г.

27.09.2007 г. регистрирующим органом принято решение № 7559 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Курсктеплоэнергоремонт» в связи с его ликвидацией ( л.д.16).

Исходя из содержания вышеуказанного решения основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие среди представленных для регистрации документов заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников),  поскольку поданное заявление о внесении в реестр сведений о прекращении деятельности Общества не заполнено в соответствии с Приказом ФНС России от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/16 @.

При этом, как следует из материалов дела, принимая указанное решение Инспекция исходила из того, что представленное 20.09.2007 г. заявление о государственной регистрации юридического лица содержит недостоверную информацию, так как расчеты с кредиторами ( в рассматриваемом случае – с бюджетом) не были завершены, что равнозначно непредставлению заявления в регистрирующий орган.

Кроме того, судом первой инстанции указано, что данные ликвидационного баланса Общества по состоянию на 01.08.2007 г. об отсутствии задолженности по уплате обязательных платежей являются недостоверными.

При этом, соглашаясь с доводами Инспекции о законности принятого решения об отказе в государственной регистрации и недостоверности представленных для государственной регистрации заявления и ликвидационного баланса суд первой инстанции исходил из следующего.

Инспекцией 31.05.2007 г. было принято решение о проведении выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией юридического лица. Проверка была окончена 27.07.2007 г., справка о проведенной выездной налоговой проверке была получена ликвидатором 27.07.2007 г.

По результатам проведенной выездной налоговой проверки, Инспекцией был составлен акт № 16-11/195 от 15.08.2007 г., согласно которому, Инспекцией была установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 22 162 руб. 37 коп.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и материалов проверки, Инспекции было вынесено решение № 16-11/152 от 07.09.2007 г. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данное решение, а также требование о предоставлении документов были направлены ликвидатору ООО «Курсктеплоэнергоремонт» по почте 14.09.2007г.

Запрашиваемые Инспекцией документы не были представлены ликвидатором Общества, по причине того, что документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятия были уничтожены.

По результатам проведенной выездной налоговой проверки Общества, ИФНС России по г. Курску 05.10.2007 г. было принято решение № 16-11/162, согласно которому, Обществу было предложено уплатить 6 516 927 руб. 76 коп. налогов, пеней, санкций. Требования №№ 4414, 2468, 2469, 2470 об уплате налога, пени и налоговых санкций были направлены Инспекцией 07.11.2007 г. в адрес Общества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекция, проведя проверку ООО «Курсктеплоэнергоремонт» в связи с его ликвидацией и установившая неуплату налогов до представления заявления Общества о регистрации ликвидации (акт проверки № 16-11/195 от 15.08.2007 г.), должна была расцениваться Обществом как возможный кредитор ликвидируемого юридического лица. В связи с чем, по мнению Арбитражного суда Курской области, до рассмотрения требований Инспекции ликвидационный баланс Общества не мог быть составлен.

Учитывая, что согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, суд первой инстанции пришел к выводу, что ликвидационный баланс Общества, составленный 01.08.2007 г., не может считаться достоверным. Кроме того, суд первой инстанции указал, что не может считаться достоверным заявление ликвидатора Общества о государственной регистрации ликвидации ООО «Курсктеплоэнергоремонт», в котором указано, что расчеты с кредиторами завершены.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что  поскольку у Общества имеется задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет, то отказ Инспекции в государственной регистрации ООО «Курсктеплоэнергоремонт» в связи с его добровольной ликвидацией не может нарушать права и законные интересы Общества.

Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать соответствующими обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствам, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Согласно п. 2 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу п. 4 и 5 той же статьи выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности, которым Обществу доначислены налоги, пени и штрафы,  принято Инспекцией 05.10.2007 г.

Требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа, выставленные на основании вышеуказанного решения Инспекции, датированы 07.11.2007 г.

Таким образом, в срок, установленный для предъявления требований к должнику, и до момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса (30.07.2007 г.) Инспекция свои требования ликвидационной комиссии не предъявила, следовательно они не могли быть рассмотрены .

Суд апелляционной инстанции также считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия задолженности Общества перед бюджетом на момент рассмотрения заявления о государственной регистрации ООО «Курсктеплоэнергоремонт» в связи с его ликвидацией, а также на момент принятия решения № 7559 об отказе в государственной регистрации исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 Налогового кодекса  РФ (далее-НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Исходя из вышеизложенного, отсутствие направленного налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, дает указанному налогоплательщику основания полагать, что у него отсутствует неисполненная либо ненадлежащим образом исполненная обязанность по уплате налога.

В силу ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика  о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

При этом, исходя из содержания ст.70 НК РФ налоговое законодательство связывает направление требования налогоплательщику с выявлением налоговым органом недоимки и составлением соответствующего документа по утвержденной форме, а также с вступлением в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Следовательно, составление акта налоговой проверки и вручение его налогоплательщику не является обстоятельством с которым налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога, пени, штрафа, а также не является документом, свидетельствующим о возникновении у налогоплательщика

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А35-5513/07-С23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также