Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А48-132/08-2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

23 мая 2008 года                                                            Дело №А48-132/08-2

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен  23 мая 2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                     Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                              Осиповой М.Б.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Башкатовой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы  по Советскому району г. Орла на решение арбитражного суда Орловской области  от 11.03.2008 г. (судья Соколова В.Г.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица  Кириченко Светланы Николаевны к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла о признании недействительными ненормативных актов

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Селищевой Н.В., специалиста первого разряда по доверенности № 9 от 11.03.2008 г.

от  налогоплательщика: не явился, надлежаще извещен,

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Кириченко Светлана Николаевна (далее – предприниматель Кириченко, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Орловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы  по Советскому району г. Орла  (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения № 989 от 25.09.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; требования № 560 от 16.11.2007 г. об уплате налога, пени, штрафа; постановления № 329 от 30.11.2007 г. о взыскании налогов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Решением арбитражного суда Орловской области заявленные требования  в части  оспаривания решения  № 989 от 25.09.2007 г. и требования № 560 от 16.11.2007 г. удовлетворены в полном объеме, в части  оспаривания постановления № 329 от 30.11.2007 г. – удовлетворены частично  в отношении налога в сумме 1 169 894 руб., пени в сумме 27 797,04 руб. и  штрафа в сумме 233 979 руб.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области отменить, поскольку судом не была дана надлежащая правовая оценка фактическим обстоятельствам  дела.

В обоснование своей позиции инспекция указывает на то, что ни один из запрашиваемых в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщиком представлен не был. Указанные документы были представлены налогоплательщиком только в ходе судебного разбирательства, однако, при анализе данных документов инспекцией был выявлен ряд обстоятельств, не позволяющих принять представленные документы в качестве подтверждения заявленных вычетов.

Так, по мнению инспекции,  ни об одном из московских контрагентов предпринимателя не содержится сведений в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В счетах фактурах, выставленных налогоплательщику предпринимателями  Соколовым А.Л. и Светлицкой И.Н., отсутствуют реквизиты свидетельства о государственной регистрации.

Также из апелляционной жалобы следует, что налогоплательщик неправомерно включила в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, сумму налога на добавленную стоимость.

Предприниматель, извещенная о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Указанное обстоятельство, в силу статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  не препятствует рассмотрению  дела по существу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе,  суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, предпринимателем Кириченко Светланой Николаевной  в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2006 г., согласно которой сумма полученного дохода от  предпринимательской деятельности составила 11 308 063 руб., сумма профессионального налогового  вычета -  11 260 798 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации инспекцией  в адрес предпринимателя были направлены уведомление № 403 от 14.06.2007 г., уведомление № 606 от 11.07.2007 г., требование № 917 от 20.07.2007 г., уведомление № 918 от 24.07.2007 г. о представлении первичных документов, подтверждающих профессиональный налоговый вычет за 2006 г.

Поскольку первичные документы, подтверждающие  профессиональный налоговый вычет,  предпринимателем представлены не были, сумма расходов инспекцией была исчислена  в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.

По результатам камеральной налоговой поверки, налоговый орган составил акт № 209 от 27.07.2007 г., на основании которого  принято решение № 989 от 25.09.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 233 979 руб. Кроме того, указанным решением предпринимателю предложено уплатить доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 1 169 894 руб. и пени в сумме 27 797,04 руб.

Основанием доначисления налога явилось отсутствие у налогоплательщика  документального подтверждения примененного профессионального вычета.

Требованием № 560 по состоянию на 16.11.2007 г. налогоплательщику было предложено уплатить доначисленные суммы в срок до 28.11.2007 г.

В связи с неисполнением данного требования инспекцией были приняты решения № 1584 и № 1585 от 29.11.2007 г. о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

30.11.2007 г. инспекцией вынесено постановление № 329 от 30.11.2007 г. о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Не согласившись с указанными ненормативными актами, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд Орловской области исходил из того, что налоговый орган не представил достоверных доказательств получения предпринимателем либо вручения предпринимателю требований о представлении запрашиваемых документов, равно как и доказательств отсутствия у предпринимателя  истребованных налоговым органом документов, а также отказа или уклонения его от представления данных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом обложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками -физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 210 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 221 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей  227 Налогового кодекса установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию, в которой производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно статье 229 Налогового кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, под которым статьей  216 Кодекса  понимается календарный год.

Пунктом 2 статьи 229 Кодекса установлено, что в налоговой декларации физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением доходов, указанных в пункте 8.1 статьи 217 настоящего Кодекса, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса (в действующей редакции) установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 7 статьи 80 Кодекса). Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), подлежащей представлению  за налоговый период 2006 г.,  была утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2006 г. за № 7409).

Положениями статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007 г.) предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

При этом, действующая с 01.01.2007 г. редакция статьи 88, а именно ее пункт 7,  не представляет налоговому органу право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктами 6, 8, 9 статьи 88 Налогового Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, когда у налогоплательщика возникает обязанность по предоставлению дополнительных документов:

-    проверка правомерности использования налоговых льгот;

- правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

- проверка правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

В силу пункта 3 статьи 88 Налогового Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А14-522-2008/20/25. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также