Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу n А64-2408/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 сентября 2015 года                                                Дело № А64-2408/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 23 сентября 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей          :                                                                                    Скрынникова В.А.

Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Коротаева Григория Анатольевича: Ерин В.В. адвокат, ордер № 164 от 16.09.2015, Коротаев Г.А., паспорт РФ;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области: Булгаков В.Ю. по доверенности № 22-15 от 25.05.2015;

от Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области: Булгаков В.Ю. по доверенности № 04-19/16 от 14.09.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Коротаева Григория Анатольевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2015 по делу № А64-2408/2015 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Коротаева Григория Анатольевича (ОГРНИП 306682021900053, ИНН 682000910089) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500), Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (ОГРН 1046882321309, ИНН 6829009937) о признании незаконным решения № 2390 от 24.12.2014 и решения № 05-11/5 от 05.02.2015,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Коротаев Григорий Анатольевич (далее – Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области (далее – Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее – Управление) о признании незаконным решения Инспекции от 24.12.2014 № 2390 и решения Управления от 05.02.2015 № 05-11/5.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2015 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области от 24.12.2014 № 2390 в части начисления штрафа в общей сумме 78043,66 руб. (в т.ч. по п. 1 ст. 122 НК РФ сумме 17027,50 руб., по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 61016,16 руб.) признано недействительным.

В остальной части заявленных требований отказано.

Производство по оспариванию решения Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области от 05.02.2015 № 05-11/56 прекращено.

Предприниматель, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы, Предприниматель ссылается на то, что определял свои налоговые обязательства по земельному налогу в отношении спорного земельного участка в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной судебным актом равной рыночной.

Предприниматель ссылается на то, что в 2012 г. обращался в Администрацию Тамбовской области в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о пересмотре кадастровой стоимости. В пересмотре было отказано. В 2013г. обратился с иском в Арбитражный суд Тамбовской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка исходя из ее рыночной стоимости. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.04.2014 по делу № А64-5585/2013 была установлена кадастровая стоимость земельного участка равная рыночной и составила 1379683 руб. Определение рыночной стоимости произведено на 01 января 2009 г., что было подтверждено отчетом о рыночной стоимости земельного участка и указано в решении суда. После чего и был произведен расчет земельного налога, исходя из решения суда, и были произведены выплаты налога. Ранее произвести уплату земельного налога и подать налоговую декларацию не мог из-за продолжительности судебного процесса.

Предприниматель ссылается, что с января 2015 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения Федеральным законом № 284-ФЗ от 04.10.2014, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке установленной статьей 24.18 Федеральным законом от 29.07.2014 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом, предприниматель полагает, что указанные положения подлежат применению и к рассматриваемой ситуации ( обязательства по уплате земельного налога за 2013 год ), поскольку в силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации действие актов законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Из содержания апелляционной жалобы и пояснений представителя налогоплательщика, данных суду апелляционной инстанции, следует, что решение суда первой инстанции обжалуется Предпринимателем в части отказа в удовлетворении  требований ИП Коротаева Г.А. о признании незаконным решения Инспекции от 24.12.2014 № 2390.

В части применения судом смягчающих ответственность обстоятельств и признания частично недействительным решения Инспекции, а также в части прекращения производства по оспариванию решения Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области от 05.02.2015 № 05-11/56 решение суда первой инстанции предпринимателем не обжалуется.

В представленных суду апелляционной инстанции отзывах Инспекция и Управление возражают против доводов Предпринимателя, указывают на законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой Предпринимателем части, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено,  в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2015 лишь в обжалуемой части, т.е. в части отказа в удовлетворении требований ИП Коротаева Г.А. о признании незаконным решения Инспекции от 24.12.2014 № 2390.

Изучив материалы дела, заслушав представителей Предпринимателя, Инспекции и Управления, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, 16.07.2014 ИП Коротаевым Г.А. в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тамбовской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.

Согласно данной декларации по земельному участку с кадастровым номером 68:08:2929001:002 Предпринимателем исчислен земельный налог в сумме 20695 руб., исходя из следующего: кадастровая стоимость земельного участка – 1379683 руб., налоговая ставка – 1,5%, количество месяцев владения – 12, коэффициент – 1.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Предпринимателем налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г., по результатам которой составлен акт № 2414 от 31.10.2014.

Инспекция, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки и иные материалы проверки, 24.12.2014 вынесла решение № 2390 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением Предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 21284,40 руб. за неполную уплату земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ в виде штрафа в размере 76270,20 руб.

Предпринимателю был доначислен земельный налог в сумме 106422 руб., а также пени в сумме 13685,04 руб.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:08:2929001:0002 по сведениям Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 составляла – 8474486,34 руб. (т. 1 л.д. 88).

В представленной декларации Предпринимателем кадастровая стоимость земельного участка указана в сумме 1379683 руб., то есть в соответствии с установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу № А64-5585/2013

Налоговый орган, посчитав, что  кадастровая стоимость спорного земельного участка применяется с момента вступления в силу судебного акта, устанавливающего кадастровую стоимость равной рыночной, доначислил налогоплательщику земельный налог за 2013 г. в сумме 106422 руб., а с учетом уплаченного налога по декларации.

Земельный налог исчислен Инспекцией, исходя из следующего: кадастровая стоимость земельного участка – 8474486,34руб., налоговая ставка – 1,5%, количество месяцев владения – 12.

ИП Коротаев Г.А. данное решение обжаловал в Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области. УФНС по Тамбовской области решением № 05-11/5 от 05.02.2015 жалобу Предпринимателя оставила без удовлетворения.

Не согласившись с указанными ненормативными актами Инспекции и Управления, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями об их отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В частности, статья 388 НК РФ устанавливает обязанность  организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату  земельного налога в порядке, установленном главой  31 НК РФ.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).

Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).

Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена  наличием у него на  правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения),  земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого  определена  кадастровая стоимость этого земельного участка.

При этом, налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения. 

Как следует из  пункта 2 статьи 390 НК РФ,  кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи, согласно которому  в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

В

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу n А14-3783/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также