Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А14-5205/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2015 года                                                   Дело № А14-5205/2015

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Миронцевой Н.Д.,

                                                                                     Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области: Лазарева И.В. – начальник отделения договорно-правовой работы, доверенность №63/125 от 25.05.2015;

от открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж»: Ситникова А.Ю. – юрисконсульт, доверенность №163 от 25.03.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области  на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2015 по делу №А14-5205/2015 (судья  Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области  о признании незаконным и отмене предписания №28/496 от 17 марта 2015 года,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области о признании недействительным и не подлежащим применению предписания ГУ МВД по Воронежской области №28/496 от 17.03.2015 (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено, предписание Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области № 28/496 от 17.03.2015 признано недействительным и не подлежащим применению.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГУ МВД по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный  суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что на момент проведения комиссией ГУ МВД по Воронежской области плановой проверки в период с 16.02.2015 по 17.03.2015 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» объекты ТЭК (пункты газонакопительные г. Россошь, г. Калач, г. Эртиль) входили в Перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. Считает, что предписание выдано в соответствии с требованиями закона и подлежит исполнению.

Представитель ГУ МВД по Воронежской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области от 04.02.2015 № 57 комиссией, назначенной данным приказом, в отношении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», являющегося субъектом топливно-энергетического комплекса, проведена в период с 16.02.2015 по 17.03.2015 плановая выездная и документарная проверка.

В ходе проверки комиссией составлены соответственно 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015 акты проверки обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (газонаполнительных пунктов), расположенных в Воронежской области по адресам: г. Россошь, ул. Василевского, д.9 а; г. Калач, ул. Газовая, д.3 а; г. Эртиль, ул. Горная, д. 12.

17.03.2015 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 28/496.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации:

в нарушение требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 (далее-Правила), и предусматривающих обязательность применения в составе инженерно-технических средств охраны на объектах топливно-энергетического комплекса, отнесенных к низкой категории опасности, инженерных заграждений в виде дополнительного ограждения; инженерных средств и сооружений в виде запретной зоны, предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков; контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда автомобильного транспорта, а также системы охранной сигнализации по периметру территории объекта и тревожной сигнализации как в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели, так и в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел, пункты газонаполнительные г. Россошь, г. Калач, г. Эртиль не оборудованы инженерными заграждениями в виде дополнительного ограждения, инженерными средствами и сооружениями в виде запретной зоны, предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, системой охранной сигнализации по периметру территории объекта и тревожной сигнализацией в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.

Кроме того, пункты газонаполнительные г. Россошь, г. Калач не оборудованы контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда автомобильного транспорта; пункт газонаполнительный г. Эртиль не оборудован контрольно-пропускным пунктом для проезда автомобильного транспорта, а также средствами тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели.

Генеральному директору ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» 17.03.2015 выдано предписание № 28/496 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.04.2015, а именно:

1. Оборудовать пункты газонаполнительные в г. Россошь, г. Калач и г.Эртиль Воронежской области инженерными заграждениями, в виде дополнительного ограждения (согласно п. 82 Правил), инженерными средствами и сооружениями в виде запретной зоны (согласно п. 71 Правил), предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками (согласно п. 104-106 Правил), системами охранной сигнализации по периметру территории объекта (согласно п. 170-185 Правил) и тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел (п.п. «г», п. 7 Приложения №1 к Правилам).

2. Оборудовать пункты газонаполнительные г. Россошь и г. Калач контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда автомобильного транспорта (согласно п. 109-159 Правил).

3. Оборудовать пункт газонаполнительный г. Эртиль контрольно-пропускным пунктом для проезда автомобильного транспорта (согласно п. 128-159 Правил), а также средствами тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели (п.п. «б» п. 7 Приложения №1 к Правилам).

Полагая указанное предписание незаконным и необоснованным, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования оспариваемого предписания об оборудовании газонаполнительных пунктов являются неисполнимыми, а само предписание не соответствует статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, а решения и действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.11 №256-ФЗ (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону. Данная норма закона также обязывает составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса вне зависимости от того, относятся ли данные объекты к объектам топливно-энергетического комплекса, подлежащим категорированию.

При этом часть 2 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает два основания, по которым составляется паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, - на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности (опасные объекты), и на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона.

Из буквального толкования названной нормы права следует, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса должен составляться при наличии одновременно двух оснований:

1) результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности,

2) оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.

Согласно частям 4 и 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5, ч. 7 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 460.

После проведения актуализации паспорт утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (п. 4 Правил).

В соответствии с приказом ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» от 25.02.2014 № 89 в связи с прекращением деятельности филиала ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» - «Сжиженный газ» закрыты обособленные подразделения в г.Россошь, г. Калач, г. Эртиль.

ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» направило руководителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области 12.02.2015 сообщение о прекращении деятельности указанных объектов ТЭК, в котором содержалась просьба исключить из реестра находящиеся в собственности Общества категорированные объекты в г.Россошь, г. Калач, г. Эртиль из-за фактической утраты объектами признаков топливно-энергетического комплекса.

ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» совместно с представителями ГУ МЧС России по Воронежской области, ОМВД России по Калачеевскому району, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области была создана комиссия для актуализации паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (газонаполнительных пунктов в городах Калач, Россошь, Эртиль).

Согласно актам категорирования объектов в г. Россошь, г. Калач, г.Эртиль от 14.05.2015, в связи с отсутствием пожароопасных и взрывоопасных веществ и материалов, отсутствием потенциально опасных участков, технологических процессов, персонала на объектах, отсутствием критических элементов, угроз в отношении объектов, комиссией был сделан вывод об изменении категории опасности объектов ТЭК в связи с

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А36-6119/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также