Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А08-107/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 августа 2015 года                                                   Дело № А08-107/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа  2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Афониной Н.П.,

судей                                                                                             Алферовой  Е.Е.,

        Письменного С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Савонь Юрия Иосифовича: Савонь Ю.И.; Савонь М.Ю. - представитель по доверенности б/н от 11.08.2015;

от ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» федерального дорожного агентства»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Савонь Юрия Иосифовича (ИНН 312600008218, ОГРНИП 304312612100112) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2015 по делу №А08-107/2015 (судья Коновалов А.И.) по иску ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» федерального дорожного агентства» (ФКУ «Сибуправтодор», ИНН 5405201071, ОГРН 1035401907287) к индивидуальному предпринимателю Савонь Юрию Иосифовичу о взыскании 33 218 руб. 85 коп.,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» федерального дорожного агентства» (далее также – ФКУ «Сибуправтодор», истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к  индивидуальному  предпринимателю Савонь Юрию Иосифовичу (далее – ИП Савонь Ю.И., ответчик) о взыскании 29 425 руб. 86 коп. ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, а также  о  взыскании        5 512  руб. 50 коп. судебных расходов на оказание юридических услуг (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением  Арбитражного суда Белгородской области от 23.04.2015 исковые требования  удовлетворены в части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета  29 425 руб. 86 коп. ущерба за провоз тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге. В  удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов за оказанные юридические услуги судом отказано.

Не согласившись с указанным решением, ИП Савонь Ю.И. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В жалобе заявитель оспаривает размер причиненного ущерба, ссылаясь на неверные данные спорного пункта весового контроля, полагая, что при расчете следует исходить из меньшего расстояния пути, чем указано истцом.

ФКУ «Сибуправтодор» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения.

В заседании суда ответчик, его представитель, доводы жалобы поддержали, просили их удовлетворить.

ФКУ «Сибуправтодор» явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся  представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения стороны, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 26.06.2014  сотрудниками  Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области на контрольном пункте СПВК  № 44  федеральной    автомобильной    дороги  М-53    «Новосибирск-Иркутск»  с  подъездом к г. Томску, 158 км, Росавтодор выявлены нарушения требований п. 1 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ и п. 1.4. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 08.08.1996 № 1146.

В ходе проверки весовых параметров транспортного средства DAF 95XF380 государственный номер Р511ОМ регион 31, прицеп (полуприцеп) KEGEL SVKT24 государственный номер АК 6513 регион 31, принадлежащий ответчику Савонь Юрию Иосифовичу, выявлено превышение весовых параметров - превышение допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства. Транспортным средством управлял водитель ответчика Кох Виталий Сергеевич.

Специальное разрешение на перевозку по дорогам тяжеловесных грузов, выданное Федеральным дорожным агентством, у ответчика отсутствовало.

По результатам взвешивания работниками пункта весового контроля составлен Акт № 299 от 29.06.2014 о превышении транспортным средством установленных ограничений по   общей  массе  и  (или)  нагрузке на ось,  согласно которому перевозка груза осуществлялась на автомобиле с превышением допустимых осевых нагрузок, а именно: полная масса (в тоннах): допустимая – 40,0, фактическая – 37,14; расстояние между осями (в метрах): 3,80; 7,00; 1,31; 1,31; осевые нагрузки (в тоннах): допустимые – 10,00, 10,00, 7,50, 7,50, 7,50; фактические – 6,74; 10,58; 6,00; 6,30; 8,02; с учетом погрешности весов – 6,64; 10,48; 5,90; 6,20; 7,92

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок оператором стационарного пункта весового контроля, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», произведен расчет суммы  ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге. Размер ущерба согласно акту № 299 от 29.06.2014.

Владельцем транспортного средства транспортного средства DAF 95XF380 государственный номер Р511ОМ регион 31, прицеп (полуприцеп) KEGEL SVKT24 государственный номер АК 6513 регион 31, является Савонь Юрий Иосифович, что подтверждается свидетельством о регистрации 31 ТР № 022779.

Копию Акта от 29.06.2014 №299 вместе с соответствующим расчетным листом разового сбора получил водитель ответчика Кох В.С., который управлял транспортным средством. От подписи акта Кох В.С. отказался, что подтверждается отметкой госинспектора Князькова М.Н.

Претензия, направленная в адрес ответчика о возмещении ущерба не позднее 10 дней с момента получения претензии, осталась без удовлетворения.

Отказ ответчика возместить ущерб в добровольном порядке явился основанием обращения в суд с настоящим иском с уточненным иском о взыскании 29 425 руб. 86 коп. ущерба.

Рассматривая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор») является лицом, уполномоченным производить взыскание платы в счет возмещения ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.

Согласно пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №374 Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.

В соответствии с п. 1.3. Устава ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 №68 истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.

Согласно Распоряжению Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области о закреплении  и  внесении федерального имущества в реестр федерального имущества от 04.08.2003 №1833-р федеральная автомобильная дорога М-53 Новосибирск-Иркутск (Кемеровская область) закреплена за государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Министерства транспорта Российской Федерации на праве оперативного управления (п.3 приложения к распоряжению).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Новосибирской области от 05.10.2005 № 1512-р подтверждено закрепление федерального имущества с уточнением технических характеристик.

Согласно п. 2.2. Устава истец является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ, а также наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации.

Таким образом, как верно указано судом, обязанности по организации взыскания платы в счет возмещения вреда с нарушителей возложены на Федеральное дорожное агентство через подведомственное ему учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» в силу пункта 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934, Устава ФКУ «Сибуправтодор», Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Новосибирской области от 05.10.2005 № 1512-р.

В силу статьи 29 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ установлен прямой запрет на осуществление перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения, выдаваемым в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно требований п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.

Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентируется «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146 (далее Инструкция).

В силу п. 1.2 Инструкции, под тяжеловесным грузом следует понимать транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10 тонн, сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в вышеназванной инструкции.

Согласно п. 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции, по форме, приведенной в Приложении 2.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении. Производится взвешивание транспортных средств.

В соответствии с положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21.07.2011 №193, приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 №125, после определения веса, в случае наличия превышения массы или осевых нагрузок, проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме. По результатам взвешивания транспортного средства составляется акт. Акт подписывается должностным лицом, составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляю-щими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской  Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов».

В соответствии с п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Факт причинения ответчиком, как владельцем транспортного средства, ущерба автомобильной дороге, находящейся в государственной собствен-ности и размер ущерба подтверждаются Актом от 29.06.2014 №299, в совокупности с другими доказательствами по делу.

По расчету размера вреда при превышении

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А35-6725/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также