Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А08-7693/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

7 августа   2015 года                                                              Дело № А08-7693/2013

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля  2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 7  августа  2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Донцова П.В.,      

                                                                                     Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,     

при участии:

от ООО "Транспортная компания "Экотранс": Ильиной Е.А., представителя по доверенности от 14.04.2014;

от УФАС по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   УФАС по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2015 по делу №А08-7693/2013 (судья Танделова З.М.) по заявлению ООО "Транспортная компания "Экотранс" (ИНН 3123084038, ОГРН 1023101643135) к УФАС по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) о признании недействительным приказа № 320 от 23.08.2013,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области  с заявлением о признании недействительным приказа приказ УФАС по Белгородской области №320 от 23.08.2013 в части внесения ООО "Транспортная компания "Экотранс" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более 35% как занимающих доминирующее положение на рынке по товарам, работам, услугам: вывоз твёрдых бытовых отходов в г. Старый Оскол, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов в городе Белгороде с обязанием антимонопольного органа исключить ООО "Транспортная компания "Экотранс" из Реестра хозяйствующих субъектов по товарам, работам, услугам в географических границах рынка, указанных в пункте №1 оспариваемого приказа (с учетом уточнений).

Решением суда от 29.04.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС по Белгородской области обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что перечень объектов из ГРОРО, который представило ООО «ТК «Экотранс», включает помимо полигонов размещения ТБО, также перечень объектов размещения промышленных  отходов  и тем самым ввело суд в заблуждение. Список, который приводится в п. 1.5  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке не является обязательным, это всего лишь перечень возможных  источников получения  информации при проведении анализа состояния  конкурентной среды и в каждом конкретном случае он может быть различный. Запрашивать органы статистики не было необходимости, поскольку услуги по захоронению ТБО оказывают в г. Белгороде – ООО «ТК «Экотранс»,  в г.Старый Оскол  - ЗАО «ОсколЭкоСервис», следовательно, услуги по захоронению ТБО на анализируемых  товарных рынках, как в г. Белгороде, так и в г. Старый Оскол, оказывает по одному хозяйствующему субъекту. ООО «Управляющая компания «Благострой-С» и ООО «ДРЭП ДСК» не осуществляют  услуги по утилизации (захоронению) ТБО. Белгородское УФАС в аналитическом отчете исследовало 4 товарных рынка. Были определены все  участники товарного рынка. ООО «ТК «Экотранс» занимает на рынке услуг по  транспортированию ТБО, как  в географических границах г. Белгорода, так и географических границах г.Старый Оскол, долю более 50 %, что соответствует  оспариваемому приказу. Приказ не  нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

В отзыве на жалобу Общество указывает, что оценка товарного рынка  проведена только на основании сведений, полученных  всего от нескольких  хозяйствующих  субъектов, действующих  на  анализируемых товарных рынках. На территории  Старооскольского городского округа захоронение твердых  коммунальных отходов  может осуществляться на полигоне ТБО, эксплуатируемом  ЗАО «ОсколЭкоСервис»,  и на полигоне  захоронения  малоопасных  и инертных отходов ОАО «ОЭМК» (2-я очередь), а хранение на ОРО «ЦППиР ОАО «ОЭМК», что полностью  подтверждает правильность мотивировочной части решения суда. С данных  статистической информации  или сведений, полученных от налоговых, таможенных и иных государственных органов необходимо начинать  анализ товарного рыка, так как эти сведения являются достоверными и позволяют всесторонне  проанализировать товарный рынок.  Вывоз и захоронение отходов являются  разными видами деятельности  и разными товарными рынками, следовательно. Каждый товарный рынок должен анализироваться  отдельно, что антимонопольным органом сделано не было.

В судебное заседание антимонопольный орган не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, УФАС по Белгородской области был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках услуг по транспортировке и размещению твёрдых коммунальных отходов на территории г. Белгорода и г. Старый Оскол с целью установления хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение на данном товарном рынке и включения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более 35 процентов.

По результатам проведенного анализа, УФАС по Белгородской области был составлен аналитический отчёт от 27.06.2013 и издан приказ N 320 от 23.08.2013, согласно которому ООО "Транспортная компания "Экотранс" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (услуг) долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке по товарам, работам, услугам: вывоз твёрдых бытовых отходов в г. Старый Оскол, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов в городе Белгороде (том 1 л.д. 7, том 2 л.д.5-13).

В приложении N1 к приказу N320 от 23.08.2013 деятельность, по которой ООО "Транспортная компания "Экотранс" признано занимающим доминирующее положение, указана по ОКВЭД 90.02.13.110, 90.02.13.120 «Сбор и обработка прочих отходов» (том 1 л.д.8).

Полагая, что Общество признано субъектом, имеющим на рынке определенного товара (услуг) долю более чем 35% или занимающим доминирующее положение на рынке вывоза и утилизации отходов на территории г. Белгорода и г. Старый Оскол с нарушением требований антимонопольного законодательств, ООО "Транспортная компания "Экотранс" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным приказа 320 от 23.08.2013.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, определяя состав хозяйствующих субъектов, Управлением не учтена вся доступная информация о деятельности других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

В силу п. 4 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 5 Закона N135-ФЗ установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, установлен правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", в силу пункта 1 которых он является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - хозяйствующий субъект).

В соответствии с пунктом 8 Правил доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 ч. 2 ст. 23 Закона N135-ФЗ.

Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр (п. 8, подп. "а" п. 13 Правил).

В пункте 16 Правил установлено, что решение о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр оформляются приказом антимонопольного органа.

Включение хозяйствующих субъектов в Реестр дает право антимонопольному органу осуществлять в отношении них государственный контроль за экономической концентрацией (юридически значимыми действиями, связанными с судьбой таких субъектов; совершаемыми ими сделками, заключаемыми соглашениями - глава 7 Федерального закона N135-ФЗ)

Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 28.04.2010 N220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок).

Согласно п. 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела,  Управлением для отнесения Общества к субъектам, имеющим на рынке определенного товара (услуг) долю более чем 35% или занимающим доминирующее положение на рынке проведены анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов в г. Старый Оскол, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в городе Белгороде.

В ходе проведения анализа определены временной интервал исследования товарного рынка - в пределах 2012 года; продуктовые границы товарного рынка - деятельность оказанию на возмездной основе услуг по транспортировке и размещению твёрдых коммунальных (бытовых) отходов деятельность на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N454-ст, в соответствии с которым данная деятельность включена в группу «90» «Услуги по удалению сточных води отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги», подгруппа 90.02 «Услуги по сбору и обработке прочих отходов (твёрдых отходов», географические границы товарного рынка - территориальные границы г. Белгорода и г. Старый Оскол.

Согласно пункту 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Как видно из материалов дела, определяя состав хозяйствующих субъектов, Управлением не была учтена вся доступная информация о деятельности других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность. Все иные источники  исходной  информации  о товарных рынках были проигнорированы антимонопольным органом.

Как было установлено при рассмотрении

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А14-15957/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также