Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А14-41/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                           

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

30 июля 2015  года                                                                       Дело № А14-41/2015

город Воронеж                                                                                           

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  30 июля 2015  года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Ольшанской Н.А.,

судей:                                                                                      Михайловой Т.Л.,                                                                                                                                              

                                                                                                 Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Дудиной Е.Н. по доверенности 01-36/10 от 12.01.2015,

от Федерального государственного унитарного предприятия «Управление дорожного строительства № 3 при Федеральном агентстве специального строительства»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 по делу № А14-41/2015 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Управление дорожного строительства № 3 при Федеральном агентстве специального строительства» (ОГРН 1028600583604, ИНН 8602016620) к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1023601548277, ИНН 3663038766) о признании недействительным и отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации № 046 035 14 СП 0134575 от 10.11.2014,

УСТАНОВИЛ:

 

Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление дорожного строительства №3 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – Предприятие, ФГУП «УДС № 3 при Спецстрое России») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее – Управление, орган Пенсионного фонда) с заявлением о признании недействительным и отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации № 046 035 14 СП 0134575 от 10.11.2014.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2015 заявленные Предприятием требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что постановление № 046 035 14 СП 0134575 от 11.10.2014 было вынесено на взыскание пени по задолженности, образовавшейся в 1 квартале 2011 года. Поскольку, датой окончания отчетного периода 1 квартала 2011 года является 31.03.2011, а определение о принятии заявления о признании ФГУП «УДС №3 при Спецстрое России» банкротом было вынесено Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16.03.2011, то задолженность по страховым взносам относится, по мнению Пенсионного фонда, к текущей задолженности. Поэтому взыскиваемые оспариваемым постановлением от 10.11.2014 пени на данную задолженность также признаются текущим платежом.

По утверждению Управления, оспариваемое постановление соответствуют требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) по форме, содержанию и процедуре их выставления.

В судебное заседание не явился представитель Предприятия, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Предприятия.

В судебном заседании 23.07.2015 был объявлен перерыв до 28.07.2015.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.03.2011 по делу А75-1476/2011 в отношении ФГУП «Управление дорожного строительства № 3 при Федеральном агентстве специального строительства» принято заявление о признании должника банкротом.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2012 по делу А75-1476/2011 в ФГУП «Управление дорожного строительства №3 при Федеральном агентстве специального строительства» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Как установил суд первой инстанции, по итогам отчетного периода 1 квартал 2011 года у «Мостдорстрой № 946» – филиала ФГУП «Управление дорожного строительства № 3 при Федеральном агентстве специального строительства» была выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 17 929 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 11 530 руб.; на накопительную часть трудовой пенсии – 3459 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1210 руб.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1730 руб.

Управление направило в адрес «Мостдорстрой № 946» – филиала ФГУП «Управление дорожного строительства № 3 при Федеральном агентстве специального строительства» требование № 04603540074888 от 27.05.2011 об уплате в срок до 17.06.2011 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 18 252,28 руб.

В связи с тем, что по состоянию на 22.09.2014 недоимка по страховым взносам и пени в размере 18 252,28 руб. Предприятием не была уплачена, Управлением было выставлено требование № 04603540134575 от 22.09.2014 об уплате в срок до 11.10.2014 пени за 1 квартал 2011 в сумме 1740,45 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 1119,27 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 335,78 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 117,46 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 167,94 руб.

В связи с неуплатой по требованию № 04603540134575 от 22.09.2014 и отсутствием информации об открытых расчетных счетах Предприятия Управлением было вынесено постановление № 04603514СП0134575 от 10.11.2014 о взыскании пеней в сумме 1740,45 руб. за счет имущества плательщика страховых взносов – организации и направлено в адрес судебных приставов для исполнения.

Письмом от 23.04.2015 № 86018/15/712771 отдел судебных приставов по г.Сургуту сообщил Управлению об окончании исполнительного производства №24338/15/86018-ИП, возбужденного на основании постановления от 10.11.2014 № 04603514СП0119365 и отмене всех назначенных мер принудительного исполнения со ссылкой на п.7 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2001 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Письмом от 05.05.2015 орган Пенсионного фонда повторно направил на исполнение постановление № 046 035 14 СП 0134575 от 11.10.2014 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов в отношении ФГУП «УДС № 3 при Спецстрое России» на сумму 1740,44.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Воронежской области руководствовался частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 1 статьи 5, частями 1, 2, 3 статьи 18, частями 1, 2, 14 статьи 19, частями 1, 2 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ, пунктами 1, 2 статьи 5, пунктом 1 статьи 126, пунктом 1 статьи 131, абзацем 5 пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ)  и исходил из того, что принятие оспариваемого постановления в отношении должника, признанного банкротом, противоречит Федеральному закону № 127-ФЗ и нарушает права должника и иных кредиторов в деле о банкротстве, поскольку допускает ограничение по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ ФГУП «УДС № 3 при Спецстрое России» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

№ 212-ФЗ).

При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом № 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

На основании  статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ при выявлении  недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи  22 Федерального закона № 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона № 212-ФЗ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов ? организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов ? организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов ? организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 названного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов ? процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания.

В то же время особенности уплаты и принудительного взыскания обязательных платежей лицами, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), регулируется нормами Федерального закона от  26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ).

В силу абзаца пятого статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ сборы, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате сборов, к числу которых относятся страховые взносы и пени за их несвоевременную уплату, являются обязательными платежами.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона № 127-ФЗ  предусмотрено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 127-ФЗ, под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А14-13366/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также