Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А48-5913/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 июля 2015 года Дело № А48-5913/2014 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Алферовой Е.Е., судей Письменного С.И., Яковлева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зеленской Ю.А., при участии: от муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия № 1: представитель Брыль И.В., по доверенности от 04.09.2014, паспорт РФ; от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; от Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.03.2015 г. по делу № А48-5913/2014 (судья Старых М.А.) по иску муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия № 1 (ИНН5751000388, ОГРН 10257007644990) к: 1) Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области (ИНН 5751015786, ОГРН 1025700764320); 2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 24 501 036 руб. 17 коп., при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента финансов Орловской области (ИНН 5753012290, ОГРН 1025700832959),
УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (далее – истец, МУ ПАП № 1) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее – ответчик-1, УФК) о взыскании убытков в размере 24 501 036 руб. 17 коп. Определением от 26.01.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик-2, МинФин РФ). Решением от 19.03.2015 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования к ответчику-2, в удовлетворении требований к ответчику-1 отказал. Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе МинФин РФ указал на то, что перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между РФ и субъектом РФ, а не о наличии обязательств РФ перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях. В ходе рассмотрения жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не основанными на законе, МУ ПАП № 1 просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. По мнению истца, многочисленной судебной практикой подтверждено, что предъявленные им к взысканию расходы являются реальным ущербом и возлагаются на РФ в силу ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ. В судебное заседание представители Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области и Департамента финансов Орловской области не явились. В материалах дела имеются доказательства извещения данных участников процесса о месте и времени рассмотрения дела. Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса. Представитель муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия № 1 возражал против доводов апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Суд, руководствуясь ст.ст. 163, 184, 266 АПК РФ до стадии реплик объявил в судебном заседании перерыв до 09 час. 10 мин. 23.07.2015 г. Информация о перерыве размещена на информационном стенде, официальном сайте (http://19aas.arbitr.ru) Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе. В продолженное судебное заседание представители не явились. Суд, руководствуясь ст.ст. 163, 184, 266 АПК РФ объявил в судебном заседании перерыв до 14 час. 00 мин. 23.07.2015 г. Информация о перерыве размещена на информационном стенде, официальном сайте (http://19aas.arbitr.ru) Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва, в 14 час. 00 мин. 23.07.2015 г. судебное заседание продолжено в том же судебном составе. В продолженное судебное заседание представители не явились. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившегося представителя, суд считает обжалуемое решение подлежащим отмене в части, а апелляционную жалобу – удовлетворению. Как следует из материалов дела, МУ ПАП № 1 является коммерческим транспортным предприятием, основной целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским автомобильным транспортом и получение прибыли. В 2012 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Орловской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным льготникам, проживающим в г. Орле, право проезда на своем транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета. Постановлением Правительства Орловской области от 18.10.2010 № 365 «О едином социальном проездном билете в Орловской области» на территории Орловской области был введен единый социальный проездной билет, который предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском и пригородном общественном транспорте, и стоимость единого социального проездного билета была меньше стоимости обычного (не льготного) проездного билета для граждан. Согласно указанному постановлению цена единого социального проездного билета составляет 300 рублей. На территории г. Орла в 2012 году организацией, уполномоченной реализовывать единые социальные проездные билеты, являлось УФСП Орловской области – филиал ФГУП «Почта России». Истец полагает, что в связи с предоставлением права льготного проезда на своем виде транспорта истец недополучил от потребителей – федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 24 501 036 руб. 17 коп.. Суд первой инстанции, принимая соответствующее решение, пришел к выводу о том, что бездействие Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации выразилось в неисполнении обязанности по возмещении истцу расходов на предоставление льгот и удовлетворил требования истца к данному ответчику. Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда области необоснованными. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Закон № 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения» и внесены изменения в статью 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1). Кроме того, суды, взыскивая заявленную сумму иска с Российской Федерации, не приняли во внимание положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основаниях возникновения обязательств у российской Федерации и у ее субъектов. Между тем пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Таким образом, судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования, заявленные истцом к ответчику. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 20.07.2015 г. № 306-ЭС14-8287. Суд апелляционной инстанции также указывает на следующее. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российское Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. С 2005 года федеральными законами или иными нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена льгота в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях. В соответствии Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А14-1646/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|