Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А14-9500/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июля 2015 года                                                        Дело № А14-9500/2014

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Донцова П.В.,

                                                                                     Мокроусовой Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Садовая Е.Н., представитель по доверенности № 174-д от 30.12.2014;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «Эльторо»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 по делу № А14-9500/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254 ИНН 3664062360), при участии третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью «Эльторо» о признании незаконным отказа от 23.04.2014 № 01/034/2014-179 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, и обязании произвести его государственную регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее – заявитель ТУФА УГИ в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области или заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 23.04.2014 №  01/034/2014-179 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, и обязании произвести его государственную регистрацию.

Определением от 02.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – Департамент) и общество с ограниченной ответственностью «Эльторо» (далее – ООО «Эльторо»).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ТУФА УГИ в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный  суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что на государственную регистрацию права были представлены документы , указанные  в Постановлении Правительства РФ №404, в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ссылается на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств того, что спорные земельные участки вошли в площадь и границы земельного участка  ГУППЗ «Кировский».

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области  в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ООО «Эльторо», Департамент имущества и земельных отношений Воронежской области отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили.

Представители ТУФА УГИ в Воронежской области, Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области,  общества с ограниченной ответственностью «Эльторо» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в их отсутствие в порядке статей 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.03.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б.

Основанием для государственной регистрации права собственности заявлен пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации».

В качестве подтверждающих право собственности Российской Федерации документов на указанный земельный участок заявителем были приложены дубликат свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области №1555, выданного 30.12.1992 Администрацией Новоусманского района Воронежской области Государственному унитарному предприятию племенной завод «Кировский» (далее - ГУППЗ «Кировский») на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 № 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014, письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 №21-11914-СХ, письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области» от 14.01.2014 №12-107/14.

Уведомлением от 21.03.201 № 01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области известило ТУ ФАУГИ в Воронежской области о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б.

Сообщением от 23.04.2014 №01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУФА УГИ в Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным Законом для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя.

Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения ТУФА УГИ в Воронежской области в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат достоверных доказательств того, что земельный участок площадью 1 440 кв. м с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, вошел в площадь и границы земельного участка ГУППЗ «Кировский» на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 № 499, в том числе, в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м, являющегося оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ «Кировский».

   Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными ненормативных актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации, Закон № 122-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Основания отказа  в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона №122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.

Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ и части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта совместного Постановления от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А35-1448/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также