Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А35-7754/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июля 2015 года                                                      Дело №  А35-7754/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 22.07.2015.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Протасова А.И.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска»: Рукавицина Н.Н., по доверенности № 11-08/4352 от 09.08.2013;

от Комитета по тарифам и ценам Курской области: Золотухина Г.Н., по доверенности № 22 от 12.09.2014;

от ООО «Курская теплосетевая компания»: Дякин Е.Л., по доверенности № 10 от 25.12.2014;

от Администрации Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» на решение Арбитражного суда Курской области от 02.04.2015 по делу № А35-7754/2013 (судья Лымарь Д.В.), по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.02.2013 №18, третьи лица: Администрация Курской области, ООО «Курская теплосетевая компания»,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (далее – заявитель, МУП «Водоканал города Курска», Предприятие) обратилось в арбитражный суд 11.09.2013 с заявлением, с учетом его последующего уточнения, о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 22.02.2013 №18 «О тарифах на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК города Курска на 2013-2014 годы».

Решением Арбитражного суда Курской области от 02.04.2015 по делу № А35-7754/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «Водоканал города Курска» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что исходя из резолютивной части решения, суд вынес решение по существу заявленных требований. По мнению предприятия, тариф на транспортировку холодной воды для  ООО «Курская теплосетевая компания» является незаконным.

В отзывах на апелляционную жалобу Комитет по тарифам и ценам Курской области и ООО «Курская теплосетевая компания» ссылаются на пропуск МУП «Водоканал города Курска» установленного трехмесячного срока оспаривания ненормативного акта.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил  решение суда отменить.

Представители Комитета по тарифам и ценам Курской области и ООО «Курская теплосетевая компания» в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, считая решение суда законным и обоснованным.

Представитель Администрации Курской области в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

В соответствии с Уставом МУП «Водоканал города Курска» целью и предметом деятельности Предприятия является оказание услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, объем и характер которых определяется в соответствии с порядком, утверждаемым Администрацией города Курска (п. 3.1 Устава).

Постановлением Администрации города Курска от 29.07.2013 № 2452 МУП «Водоканал города Курска» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Курск».

Комитетом по тарифам и ценам Курской области 22.02.2013 принято постановление от №18 «О тарифах на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2013-2014 годы».

Согласно указанному постановлению, введены тарифы для ООО «Курская ТСК» на транспортировку воды с календарной разбивкой на период с 01.04.2013 по 30.06.2013 в размере 2,47 руб./м3 без НДС и на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 3,02 руб./м3 без НДС. (Источник публикации: «Курск», №8, 27.02.2013, «Курск», №13, 03.04.2013 (Деловая среда)).

Не являясь, по мнению заявителя, собственником или арендатором водопроводных сетей, вследствие чего не обладая технической возможностью транспортировки холодной воды, ООО «Курская ТСК» выставляла счета на оплату транспортировки холодной воды МУП «Водоканал города Курска», на основании оспариваемого в настоящем деле постановления, утвердившего тарифы.

Полагая оспариваемое постановление от 22.02.2013 №18 «О тарифах на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» не соответствующим Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ и нарушающим права и законные интересы МУП «Водоканал города Курска», заявитель обратился с настоящим требованием в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске МУП «Водоканал города Курска» срока на обжалование оспариваемого постановления.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:

В соответствие с Положением о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 04.08.2011 N 366-па «Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области», Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен), по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления, которые обязательны для исполнения на территории Курской области (пункт 4 Положения).

Полномочия Комитета в сфере водоснабжения и водоотведения установлены пунктами 7.1.-7.2. Положения.

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным государственным органом, Комитетом по тарифам и ценам Курской области, в рамках предоставленных полномочий и именно Комитет является надлежащим заинтересованным лицом по делу.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ).

В соответствии со статьей 16 Закона № 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация [иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.

В соответствии со статьей 17 Закона № 416-ФЗ по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пункт 5 указанной статьи устанавливает, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

При этом под объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно пункту 14 статьи 2 закона понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 2 статьи 12 указанного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пунктам 1 и 2 Правил холодного водоснабжения и водоотделения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила 644), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как "транзитная организация".

Пункт 46 Правил 644 устанавливает, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Учитывая приведенное положения норм права, следует, что МУП «Водоканал города Курска» является гарантирующей организацией, а ООО «Курская теплосетевая компания» - регулируемой организацией. В силу закона данные лица обязаны заключить договор по транспортировке воды.

Согласно части 3 статьи 12 Закона №416-ФЗ, оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.

Таким образом, тарифы на транспортировку холодной воды устанавливаются в соответствии с действующим законодательством в рамках предоставленных полномочий и обязательны для применения сторонами гражданских правоотношений, возникающих в рассматриваемом регулируемом секторе экономики, исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Закона № 416-ФЗ, который регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе и по транспортировке воды.

Признавая заявленные требование подлежащими рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, суд первой  инстанции обоснованно учел пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", относящий к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно п.1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" нормативными правовыми актами являются акты, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, понимается документ

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А14-1705/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также