Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А14-15440/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

16 июля 2015 года                               Дело № А14-15440/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2015 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                            Донцова П.В.,

                                                                                          Протасова А.И.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Садовая Е.Н., по доверенности № 174-д от 30.12.2014;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда  Воронежской области от 23.04.2015 по делу № А14-15440/2014 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601579033, ИНН 3665020080), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, о признании незаконным отказа от 19.08.2014 № 01/166/2014-054 в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее – ТУФА УГИ, Территориальное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 19.08.2014 № 01/166/2014-054 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 868 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:62, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 36-в и обязании произвести его государственную регистрацию.

Определением суда привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Не согласившись с решением суда, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.

Указывает на то, что Территориальным управлением документы, необходимые в соответствии с постановлением Правительства РФ № 404, Федеральным законом № 122-ФЗ, - были представлены на государственную регистрацию права в полном объеме.

Полагает, что государственная регистрация права собственности на земельные участки не нарушает права собственников объектов недвижимости, расположенных на них, так как право собственности на спорные земельные участки  не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости.

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.          

ТУФА УГИ, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в  отсутствие  их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

На земельный участок с кадастровым (или условным) номером 36:34:031001:0008 площадью 7,2516 га было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ООО «АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА № 9», что подтверждается свидетельством от 12.11.1992 (т. 1 л.д. 127).

В 2010 году право постоянного (бессрочного) пользования ООО «АВТОМОБИЛЬНАЯ БАЗА № 9» было прекращено.

В результате выделения из земельного участка площадью 7,2516 га с кадастровым номером 36:34:0310011:8 по адресу ул. Чебышева, 36, были образованы одиннадцать земельных участков, в том числе, земельный участок по ул. Чебышева, 36-в площадью 868 кв. м (кадастровый номер 36:34:0310011:62).

Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 868 кв. м (кадастровый номер 36:34:0310011:62).

Согласно имеющейся в материалах дела расписке в получении документов на государственную регистрацию спорного земельного участка от 05.03.2014 Территориальным управлением в Управление Росреестра были представлены следующие документы: заявление, доверенность на имя Беспаловой В.И., кадастровый паспорт земельного участка, выписка из реестра Федерального имущества, дубликат свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области от 30.12.1992 №1555, письмо Управления Росреестра от 23.10.2012 № 21-1191н-СХ, письмо филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 14.01.2014 № 12-107/14.

Уведомлением от 14.07.2014 № 01/166/2014-54 Управление Росреестра уведомило ТУ ФАУГИ о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по ул. Чебышева, 36-в площадью 868 кв. м (кадастровый номер 36:34:0310011:62).

Сообщением от 19.08.2014 №01/166/2014-054 Управление Росреестра отказало ТУ ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям абзацев 8, 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения ТУ ФАУГИ в арбитражный суд с указанными требованиями.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

  В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.  

Статьей  13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что  государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций      по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом  Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).

 Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:

проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;

проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;

проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;

 принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

При обращении в Управление Росреестра ТУ ФАУГИ просило зарегистрировать право федеральной собственности на спорные земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на основании статьи 3.1 Закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

На основании пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями) к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

Статьей 2 Постановления № 404 установлено, что на государственную

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А08-1100/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и оставить иск без рассмотрения полностью  »
Читайте также