Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А36-5584/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

3 июля   2015 года                                                         Дело №А36-5584/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Донцова П.В.,      

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,       

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,     

при участии:

от Открытого акционерного общества «Квадра - Генерирующая компания»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Кожевникова С.В., представителя по доверенности от 12.01.2015;

от Общества  с ограниченной ответственностью «Лебедянская управляющая компания»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Открытого акционерного общества «Квадра - Генерирующая компания» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2015 по делу №А36-5584/2014 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению Открытого акционерного общества «Квадра - Генерирующая компания» к Государственной жилищной инспекции Липецкой области, о признании недействительным предписания №1586 от 30.07.2014,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Квадра - Генерирующая компания» (далее – ОАО «Квадра», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее – Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания №1586 от 30.07.2014.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Общества  с ограниченной ответственностью «Лебедянская управляющая компания», Липецкая область, г.Лебедянь.

Решением суда от 23.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Открытое акционерное общество «Квадра - Генерирующая компания»  обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что прибор учета тепловой энергии спорного жилого дома был введен в эксплуатацию в декабре 2013 года по акту от 25.12.2013. Заявитель производил расчет платы за период  с октября по ноябрь  2013 года исходя из  норматива потребления в соответствии с формулой 2 Приложения №2 к Правилам №354 от 06.05.2011. Расчет же платы за декабрь 2013 года производился заявителем  по формуле 3 Приложения № 2 в связи с допуском в эксплуатацию общедомового прибора учета в соответствии с абзацем 2 названного выше пункта Правил исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Положения Правил заявителем нарушены не были.

В отзыве на жалобу Государственная жилищная инспекция Липецкой области указывает, что дом оборудован  исправным и проверенным  в срок  ОДПУ тепловой энергии. Следовательно в силу п. 42 (1) Правил заявитель  был обязан учитывать в октябре и декабре 2013 года показания ОДПУ тепловой энергии спорного многоквартирного дома для определения размера платы за отопление при осуществлении расчетов с жильцами.

В судебное заседание ОАО  «Квадра - Генерирующая компания» и ООО  «Лебедянская управляющая компания» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании 22.06.2015  объявлялся перерыв до 26.06.2015.

Как видно из материалов дела, в Жилищную инспекцию поступило обращение гражданки Крапивиной Т.Е., проживающей по адресу: г.Лебедянь, ул.Крупской, д.38, кв.10, о необоснованном начислении ОАО «Квадра» с 01.10.2013 платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, без учета установленного общедомового прибора учета тепловой энергии (т.1, л.д.83-84, 85-90).

В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 28.07.2014 №4410 о проведении внеплановой документарной проверки ОАО «Квадра», поручив ее проведение инженеру инспектору отдела контроля за определением размера платы за коммунальные услуги Расторгуевой Е.В. (л.д.69).

По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен акт проверки №4021 от 30.07.2014, в котором зафиксировано, что в период с октября по декабрь 2013 года в нарушение п.42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 ОАО «Квадра» производило начисление платы за отопление в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Лебедянь, ул.Крупской, д.38, кв.10, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, и не использовало в расчете размера платы за отопление объеме, определенный по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии, установленного в данном доме (т.1, л.д.70).

С учетом выявленного нарушения ОАО «Квадра» было выдано предписание №1586 от 30.07.2014: привести в соответствие расчет размера платы за отопление в период с октября по декабрь 2013 года в соответствии с требованиями п.42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» по адресу: г.Лебедянь, ул.Крупской, д.38. Срок исполнения до 15.10.2014 (т.1, л.д.71).

Считая предписание №1586 от 30.07.2014 недействительным, ОАО «Квадра» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим  заявлением.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание №1586 от 30.07.2014 по своему содержанию (закрепленному в нем требованию, адресованному обществу) соответствует характеру выявленного нарушения п.42 (1) Правил №354, направлено на устранение нарушение, а также является реально исполнимым.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

В соответствии с п.1 Правил №354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 42(1) Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:

Pi = Si x Ni x Ti,

где Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

Ni - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

Ti - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзаца 2 и 3  п. 42 (1) Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 предусматривают определение  размера платы за отопление исходя из  показаний  коллективного (общедомового) прибора учета  тепловой энергии в случае наличия и исправности коллективных (общедомовых) приборов учета  тепловой энергии.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п.42 (1) Правил №354 ОАО «Квадра» было обязано учитывать в октябре и декабре 2013 года показания ОДПУ тепловой энергии многоквартирного жилого дома по адресу: г.Лебедянь, ул.Крупской, д.38, для определения размера платы за отопление при осуществлении расчетов с жильцами.

ОАО «Квадра» является ресурсоснабжающей  организацией.

На исполнителя коммунальных услуг положениями Правил №307 возложена обязанность по обеспечению собственников жилых помещений в доме коммунальными услугами, в том числе путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт "в" пункта 49 Правил N 307).

Согласно п.3 Правил №307 ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов. В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (п. 3 и 49 названных Правил).

Из анализа положений пункта 31 указанных правил усматривается, что статус исполнителя коммунальных услуг предполагает одновременное совмещение функций по осуществлению подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов и техническому обслуживанию самостоятельно или с привлечением других лиц внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции жилищная инспекция не представила доказательств, подтверждающих, что  заявитель был привлечен для обслуживания внутридомовых  инженерных систем.

Ресурсоснабжающая организация в данном случае не несет ответственности за состояние общедомового прибора учета.

ОАО «Квадра» осуществляло поставку  ресурса по публичному договору  с 01.10.2013.

Пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 №Вк-4936 (далее - Правила, действовавшие на момент вынесения оспариваемого предписания), предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил N Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Акт допуска (недопуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены (пункт 7.3 Правил N Вк-4936).

При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта (приложение 4) представитель энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 7.4 Правил пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Положениями пункта 7.5 Правил №Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Согласно пункту 7.6 Правил №Вк-4936 вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

ООО «ЛУК» не были представлены заявителю доказательства того, что прибор учета, установленный в спорном жилом доме, был введен в эксплуатацию предшествующей теплоснабжающей организацией в соответствии с Правилами № Вк-4936, и что этот прибор использовался предшествующей теплоснабжающей организацией для расчета.

Материалы дела свидетельствуют, что прибор учета был допущен заявителем к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя с декабря 2013 года в порядке п. 7.1  Правил №Вк-4936,  о чем был составлен акт ввода в эксплуатацию 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А08-9138/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также