Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А64-6181/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

01 июня 2015 года                                 Дело № А64-6181/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2015 года.

       Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                            Протасова А.И.,

                                                                                          Семенюта Е.А.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

 при участии:

от открытого акционерного общества «Тамбовский завод железобетонных изделий»: Пивоварова Н.Н., по доверенности б/н от 22.01.2015;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области: Мусатов В.С., по доверенности № 1 от 12.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Тамбовский завод железобетонных изделий» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.02.2015 по делу № А64-6181/2014 (судья Игнатенко В.А.) по заявлению по заявлению ОАО «Тамбовский завод железобетонных изделий» (ОГРН 1026801361168, ИНН 6833002821), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области о признании незаконными решений № 6800/401/2014-69616 от 30.07.2014г. и № 3080 от 02.09.2014,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тамбовский завод железобетонных изделий» (далее - ОАО «Тамбовский завод железобетонных изделий», Общество)  обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области (далее – Учреждение, Кадастровая палата) о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки № 6800/401/2014- 69616 от 30.07.2014.

Решением арбитражного суда от 24.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять новый судебный акт.  

Указывает на то, что решение Учреждения принималось без уведомления (участия) Общества; протокол выявления технической ошибки № 6800/705/2014-1454 от 30.07.2014 и акт определения кадастровой стоимости земельных участков № 68:29:0000000 от 30.07.2014 Обществом представлены не были.

Полагает, что решение Учреждения не является исправлением технической ошибки (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая и подобная  ошибка).

Указывает на то, что исправление ошибки, расцененной государственным органом в качестве технической, в рассматриваемом случае повлекло за собой увеличение кадастровой стоимости спорного земельного участка, и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу, следовательно, такое исправление, по мнению заявителя апелляционной жалобы, существенным образом нарушает права и законные интересы правообладателя земельного участка и может причинить ему вред.

Считает, что исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.

Со ссылкой на позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 17.06.2014 № 3108/14 по делу № А23-5034/2012, указывает на то, что факт вступления соответствующих нормативных положений в силу уже после введения в действие кадастровой оценки не свидетельствует об отсутствии обязанности по пересчету кадастровой стоимости земельного участка по утвержденным в надлежащем порядке результатам новой кадастровой оценки, иное создает ситуацию, при которой одни участники хозяйственного оборота в силу обстоятельств от них независящих, получают необоснованное преимущество над другими участниками оборота, что не согласуется с принципом равенства участников гражданских правоотношений.

Считает, что поскольку земельный участок входит в кадастровый квартал, в отношении которого установлен новый удельный показатель кадастровой стоимости, оснований для неприменения этого показателя, в настоящем случае, не имелось.

Полагает, что действия Учреждения, направленные на исправление технической ошибки в кадастровых сведениях, не соответствует принципу непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение отменить.

Представитель Учреждения возражал против доводов апелляционной жалобы, просил суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ОАО «Тамбовский завод железобетонных изделий» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:0000000:929, площадью 48431 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, 2 А64-6181/2014 ул. Ипподромная, 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2013 №68-АБ 749338).

Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.

Кадастровая стоимость земельного участка филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области определена в размере 218 166 641,39 руб. с применением удельного показателя 4504 руб. 69 руб. за 1 кв.м. Расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка был произведен в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний на основе утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 №1311 результатов государственной кадастровой оценки земель.

Земельный участок с кадастровым номером 68:0000000:929, площадью 48 431 кв.м. поставлен на кадастровый учет 09.08.2013.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 68:29:0000000:929 поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2013, сведения о нем не были включены в перечень объектов для массовой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области, соответственно и в оценку, утвержденную указанным выше постановлением №1276, данный объект не вошел.

Согласно протоколу от 30.07.2014 №6800/705/2014-1454, ФГБУ «ФКП Росреестра» установлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка, стоимость спорного земельного участка ошибочно была оценена по постановлению администрации Тамбовской области от 30.11.2007 №1311.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276 кадастровая оценка спорного земельного участка составила 234 755 227,51 руб.

ФГБУ ФКП Росреестра» по Тамбовской области решением об исправлении технической ошибки от 30.07.2014 № 6800/401/2014-69616 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 234 755 227, 51 руб. с применением удельного показателя 4 847,21 руб. за 1 кв.м., тем самым приведя сведения о земельном участке в соответствии с данными, утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области от 17.06.2014 по делу №А64-1226/2014 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области 14.08.2014 внесена стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0000000:929 равная рыночной в размере - 48 516 700 руб.

Ссылаясь на то, что решение об исправлении технической ошибки от 30.07.2014 противоречит закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе, об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, кадастровой стоимости объекта недвижимости, - вносятся  в государственный кадастр недвижимости, и в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 4 названного закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Названный принцип предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.

Принимая решение, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, пунктами 10, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Суд пришел к правильному выводу о том, что, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрена не оценка конкретных земельных участков, а определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН, кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подпадает под понятие «технической ошибки», содержащейся

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А14-14886/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также