Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу n А14-13370/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 мая 2015 года                                                                  Дело № А14-13370/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая  2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Афониной Н.П.,

судей                                                                                             Яковлева А.С.,

        Письменного С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Международная зерновая компания - Черноземье»: Воронцов И.М. - представитель по доверенности №100 от 17.12.2014;

от открытого акционерного общества  «Российские железные дороги»: Акулов Б.С. - представитель по доверенности б/н от 21.04.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Международная зерновая компания - Черноземье» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.02.2015 по делу № А14-13370/2014 (судья Семенов Г.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Международная зерновая компания - Черноземье» (ОГРН 1043600047556, ИНН 3666114310) к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании неправомерно списанных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Международная Зерновая Компания - Черноземье» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании неправомерно списанных денежных средств в размере 31 232,94 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 049,11 руб.

Решением  Арбитражного суда Воронежской области от 12.02.2015 в иске отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

По мнению заявителя жалобы, вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности является неправомерным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, равно как и вывод об обоснованности списания ответчиком спорных денежных средств.

ОАО «РЖД» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения.

В заседании суда представитель истца доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» (далее - ответчик, перевозчик), ООО «МЗК-Черноземье» (далее -истец, предприятие) и ЗАО «Кариан-Строгановский элеватор» (пользователь) заключен договор №5/91 от 25.07.2013, регулирующий  порядок подачи вагонов под погрузку  для предприятия на железнодорожный путь необщего пользования, обслуживаемый локомотивом перевозчика.

01.01.2011 между истцом и ответчиком заключен договор на организацию расчетов №79/11 от 01.01.2011, в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2013, согласно которому истцу присваивается код плательщика 1001103727 и открывается лицевой счет для организации расчетов и оплаты провозных платежей, сборов, а также иных платежей.

В рамках трехстороннего договора сторонами согласованы заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (заявки ГУ-12) №0023020233 от 18.07.2013, №0023020233-ИЗМ/1 от 02.08.2013, №0023020233-ИЗМ/2 от 05.08.2013, №0023020233-ИЗМ/3 от 08.08.2013.

Истец, считая, что ответчиком была допущена задержка приема груза, в виде порожних вагонов, которые весь период задержки находились на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих перевозчику (ответчику) и  являющихся                           инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования в    понятии, определенном статьей 2 Устава, на основании актов общей формы №2/737 от 29.07.2013, №2/755 от 29.07.2013, №2/765 от 30.07.2013, №2/767 от 30.07.2013, №2/776 от 31.07.2013 начислил ответчику плату за пользование вагонами при их задержке на железнодорожной станции в ожидании подачи на пути пользования ЗАО «Кариан-Строгановский элеватор» в сумме 31 232 руб. 94 коп.

Указанная плата списана ОАО «РЖД» в безакцептном порядке с лицевого счета истца, что подтверждается счет-фактурой от 31.07.2013 №0000010000000645/0700008492,  актом    оказанных     услуг №1001103727/2013076  от 31.07.2013 и сторонами не оспаривается.

Считая списание указанной суммы неправомерным, истец направил в адрес ответчика претензию от 30.09.2013 №330 с требованием о возврате неосновательно списанных с его счета денежных средств, которая оставлена последним без удовлетворения.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд области обоснованно исходил из следующего.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).

В соответствии со ст. 2 Устава инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные пути общего пользования.

Как следует из статьи 50 Устава, взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и перевозчиком определяются договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Вопросы, касающиеся отношений владельца инфраструктуры общего пользования, с одной стороны,                  и грузоотправителей, грузополуча-телей, владельцев путей необщего пользования, иными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателям – с другой, законодательством о железнодорожном транспорте                        не урегулированы.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих       грузополучателей,      грузоотправителей      своими

локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станицей назначения по причинам, зависящим от грузополучателей,   владельцев    железнодорожных    путей     необщего

пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно части 2 названной статьи плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Суд области отметил, что исходя из приведенных положений Верховным судом РФ в Решении от 30.11.2010 по делу №ГКПИ-10-1331 и Определении от 24.02.2011 № КАС11-47 законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим     от     грузополучателей,    грузоотправителей,    владельцев

железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям    нахождения    вагонов,    контейнеров,    не     принадлежащих

перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях плата фактически взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку именно железнодорожные пути общего пользования оснащены инфраструктурой    железнодорожного    транспорта,    находящейся     в

собственности перевозчика (РЖД), как субъекта естественной монополии.

Указанный вывод соответствует и содержанию подпункта "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства     Российской  Федерации  от  5  августа  2009 г. N 643, относящего к дополнительным работам (услугам), выполняемым на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования,        предоставление      железнодорожных  путей          общего

пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности: в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами; в течение времени его задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2).

Пунктом 12 Тарифного руководства №2 установлен порядок расчета платы за пользование вагонами не принадлежащими ОАО «РЖД».

В пункте 12 Тарифного руководства №2 указано, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику,     по      причинам,     зависящим     от      грузополучателей,

грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах №9 и №10 Тарифного руководства.

Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев      железнодорожных      путей       необщего       пользования,

обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов

Плата «за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не     принадлежащих    перевозчику,    по     причинам,    зависящим    от

грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего         пользования,         обслуживающих         грузополучателей,

грузоотправителей своими локомотивами», поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановлениях от 10.03.2009 №14391/08, от 27.07.2010 №4387/10 и от 18.10.2012 №6424/12 указал, что Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.

Указанные Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации также содержат вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава может быть взыскана при условии принадлежности вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4, 6 Федерального закона «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО      «РЖД»,  устанавливается  Федеральной  службой  по  тарифам.

Тарифное руководство принято правомочным органом государственной власти (Федеральной службой по тарифам), который вправе была устанавливать тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита).

Между истцом и ответчиком заключен договор па организацию

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу n А64-6254/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также