Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А48-4275/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 мая 2015 года                                                                  Дело № А48-4275/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 12 мая 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей          :                                                                                    Михайловой Т.Л.,

Скрынникова В.А.

                                                       

при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,

при участии в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Ананьева Е.А. по доверенности № 73 от 22.12.2014, Жукова А.С. по доверенности № 07 от 28.01.2015;

от общества с ограниченной ответственностью «Жилищный Эксплуатационный Участок-29»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищный Эксплуатационный Участок-29» на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.01.2015 по делу № А48-4275/2014 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищный Эксплуатационный Участок-29» (ОГРН 1095753000023, ИНН 5753048297) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (ОГРН 1125742000020, ИНН 5752077778) об оспаривании решения от 25.02.2013 об исключении из ЕГРЮЛ Товарищества собственников жилья «Наугорский плюс»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищный Эксплуатационный Участок-29» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения от 25.02.2013 об исключении из ЕГРЮЛ Товарищества собственников жилья «Наугорский плюс».

Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.01.2015 в удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью «Жилищный Эксплуатационный Участок-29» отказано.

Общество, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования ООО «ЖЭУ-29» удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что налоговым органом неправомерно было принято оспариваемое решение об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Товарищества собственников жилья «Наугорский плюс», так как данное решение лишает заявителя правовой возможности предъявления к Товариществу собственников жилья «Наугорский плюс» требований кредитора по заключенному договору беспроцентного займа № 1 от 28.12.2009.

По мнению Общества, срок обжалования решения Инспекции от 25.02.2013 необходимо исчислять с момента, когда ООО «ЖЭУ-29» фактически узнало об исключении из ЕГРЮЛ ТСЖ «Наугорский плюс», т.е. с мая 2014 года.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В судебном заседании 30.04.2015 в порядке ст.ст. 163, 184, 266 АПК РФ объявлялся перерыв до 06.05.2015.

Изучив материалы дела, заслушав представителей Инспекции, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции и прекращении производства по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании справок № 377-С и № 377-О от 01.04.2009 заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу было принято решение от 26.10.2012 № 377 о предстоящем исключении как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Инспекцией установлен факт не представления в налоговый орган документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также не осуществления операций по банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

Решение № 377 от 26.10.2012 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» за номером № 43(401) от 31.10.2012/3514.

Согласно имеющейся в материалах дела выписке из официального сайта Вестника государственной регистрации № 43 (401) от 31.10.2012/3514 судом установлено, что регистрирующий орган опубликовал объявление следующего содержания: «Орловская область, регистрирующий орган: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу, адрес: 302016, г. Орел, ул. Мопра, д. 24. Сообщает о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Принято решение № 560 от 26.10.2012 о предстоящем исключении Товарищества собственников жилья «Наугорский плюс» ОГРН 1095753000969, дата присвоения ОГРН: 01.04.2009 ИНН 5753049170».

Посчитав действия регистрирующего органа по исключению ТСЖ «Наугорский плюс» из реестра юридических лиц незаконными, ООО «ЖЭУ-29» обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением об оспаривании указанных действий, связанных с исключением ТСЖ «Наугорский плюс».

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и внесении записей об этом налоговым органом требования Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ были соблюдены.

Однако при принятии решения судом не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

На основании статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

В силу положений статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса.

Статья 198 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 09.12.2011 № 11) разъяснено, что в силу части 2 статьи 3 АПК РФ порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

При принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу критериями подведомственности дела арбитражному суду являются экономический характер спора и субъектный состав его участников.

Статьями 33 и 225.1 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам, не зависящая от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В частности, пунктом 3 части 1 статьи 33 АПК РФ предусмотрено, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ), арбитражные суды рассматривают дела по спорам, указанным в статье 225.1 названного АПК РФ.

В силу пункта 1 статьи 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее - корпоративные споры), в том числе по спорам, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 09.12.2002 № 11 применительно к редакции статьи 33 АПК РФ, относящей пунктом 2 части 1 к специальной подведомственности арбитражных судов споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.08.2014) предусматривалось, что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с нормами  Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, действовавшим на момент обращения Общества в суд с соответствующим

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А64-7850/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также