Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А36-4555/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 мая 2015 года

г. Воронеж

Дело № А36-4555/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

              Яковлева А.С.,

судей

                Алферовой Е.Е.,

                Афониной Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Беляевой Людмилы Николаевны: Богомолов А.Н., представитель по доверенности б/н от 09.09.2014;

от государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.01.2015 по делу № А36-4555/2014 (судья Серокурова У.В.) по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286) к индивидуальному предпринимателю Беляевой Людмиле Николаевне (ИНН 482302875660, ОГРНИП 311482620000013) о взыскании 678 041 руб. 11 коп.,

 

 

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение «Служба весового контроля Республики Башкортостан» (далее – ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан», истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к индивидуальному предпринимателю Беляевой Людмиле Николаевне (далее – ИП Беляева Л.Н., ответчик) о взыскании задолженности в сумме 678 041 руб. 11 коп., в том числе: 614 272 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, 63 769 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22 января 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ИП Беляевой Л.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» явку полномочных представителей не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав мнение представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражений на отзыв на апелляционную жалобу, дополнительного отзыва на апелляционную жалобу, возражений на дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции необоснованным, подлежащим изменению, а апелляционную жалобу – подлежащей удовлетворению в части по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 г. № 166-р автомобильные дороги общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

 По Соглашению о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» от 27.11.2012 г. истец принял на себя обязанности по осуществлению полномочий владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 г. №28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения, истец принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления  весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. №125 (далее – Порядок № 125), полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

По утверждению истца, 28.04.2013 г. на передвижном пункте весового контроля при осуществлении весового контроля на 10 км автодороги Дюртюли - Нефтекамск сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее – ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки DAF модель ХГ 105.460, регистрационный номер Н986ОУ48, с полуприцепом марки ШМИТЦ модель S01, регистрационный номер АК010748, принадлежащих ИП Беляевой Л.Н., под управлением водителя Ащеулова Владимира Владимировича. Принадлежность транспортных средств ответчику подтверждается имеющимися в деле свидетельствами о регистрации транспортных средств (л.д. 40, т.1).

Результаты взвешивания зафиксированы в акте № 127 от 28.04.2013 г. о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси (л.д. 38, т.1).

Ссылаясь на нарушение ответчиком установленных правил весовых параметров при перевозке грузов по дорогам Республики Башкортостан и невыплате в добровольном порядке причиненного вреда, истец обратился в суд с настоящим иском.      

Принимая решение об отказе в удовлетворении  заявленного иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом факта превышения транспортным средством ответчика установленных нормативов осевых нагрузок. При этом суд первой инстанции счел, что акт от 28.04.2013 г. не может быть признан надлежащим доказательством нарушения ответчиком предельных значений нагрузки на оси транспортного средства. По мнению суда первой инстанции, истец не указал и не обосновал, каким образом и на каком основании был произведен расчет данных, полученных в килограммах, на иные единицы измерения. Также суд области принял во внимание свидетельские показания водителя Ащеулова В.В. о нарушениях процедуры взвешивания, согласно которым взвешивание производилось в динамическом режиме, платформы весов стояли на неровной поверхности, поверхность дорожного покрытия под весами была неровной и не очищенной и представляла собой прессованный щебень, что является нарушением процедуры взвешивания.

Судебная коллегия апелляционного суда полагает, что суд первой инстанции при разрешении настоящего дела неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутвии вины  причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (пункт 3 части 6 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов регулируется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996.

Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

В силу частей 8 и 9 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением № 934).

В силу части 2.1 статьи 30 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В рассматриваемом случае Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 № 145-р с 01.04.2013 по 30.04.2013 введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.

Ссылка ответчика на отсутствие информации о путях объезда не может быть признана обоснованной, поскольку Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» не предусматривает организацию объезда при введении ограничений в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий и в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков.

Судебная коллегия полагает, что акт от 28.04.2013 г. является надлежащим доказательством нарушения ответчиком предельных значений нагрузки на оси транспортного

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А14-1845/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также