Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А36-6671/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 апреля 2015 года                                                           № А36-1504/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Семенюта Е.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования:

от НУЗ «Отделенческая больница на ст. Елец ОАО «РЖД»:

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области:

от Управления здравоохранения Липецкой области:

Селищева Л.С., по доверенности б/н от 30.03.2015;

Харламова Н.И., по доверенности б/н от 28.07.2014; Лепехина Л.Ю., по доверенности № 5 от 23.04.2014; Кононыхина Е.И., по доверенности № 9 от 03.12.2014;

Ненахова Н.В., по доверенности № 6 от 05.02.2015; Аристова Н.В., по доверенности № 4 от 19.01.2015;

Шуршуков Ю.Ю., по доверенности № 56 от 22.08.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 по делу №А36-1504/2014 (судья Дружинин А.В.) по заявлению НЕГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ОТДЕЛЕНЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА НА СТАНЦИИ ЕЛЕЦ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054) г. Елец Липецкой области о признании незаконным решения от 19.12.2013 года (протокола № 39) Комиссии по разработке территориальной программы ОМС на 2014 год в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для НУЗ «Отделенческая больница на ст. Елец ОАО «РЖД» в объеме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб., обязании Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 года (протокол № 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учётом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Елец ОАО «РЖД» в 2013 году,

третьи лица:

1) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области,

2) Управление здравоохранения Липецкой области,

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее также – Учреждение здравоохранения, Больница) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения от 19.12.2013 (протокола № 39) Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее также – Комиссия) на 2014 год в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для Учреждения здравоохранения в объеме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб., обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 (протокол № 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учётом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Елец ОАО «РЖД» в 2013 году.

Решением от 09.02.2015 заявленное требование удовлетворено.      

Комиссия обратилась с апелляционной жалобой, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Указывает на то, что:

- страховыми медицинскими организациями была произведена оплата предъявленных счетов и реестров с учетом результатов проведения соответствующих экспертиз;

- указанные расчеты были представлены суду территориальным фондом обязательного медицинского страхования, которые также судом приняты во внимание и рассмотрены не были.

Доводы отзыва Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области на апелляционную жалобу сводятся к тому, что суд ограничил исследование и оценку доказательств, представленных Комиссией и третьими лицами, не принял во внимание разъяснения Минздрава РФ (письмо от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»). Просил отменить решение суда, принять новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление здравоохранения Липецкой области просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу Больница просит при распределении объемов стационарной медицинской помощи учесть показатели потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий – 2013 год согласно приведенному в отзыве расчету. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комиссии настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Управления здравоохранения Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Больницы возражал против доводов  апелляционной жалобы, просит суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Учреждение здравоохранения включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году, Больнице присвоен реестровый номер 480114.

В 2013 году в Больнице получили стационарную помощь в рамках обязательного медицинского страхования - 2 491 человек, которыми было проведено 24 512 койко-дней.

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии от 19.12.2013 № 39 к Больнице прикреплено для медицинского обеспечения 8 633 человека.

При распределении объемов медицинской помощи по страховым и медицинским организациям в рамках территориальной программы государственных гарантий на 2013 год на заседании Комиссии 28.12.2012 (протокол № 17) Учреждению здравоохранения вообще не были выделены объемы стационарной медицинской помощи на 2013 год.

Больница обжаловала решение Комиссии от 28.12.2012, оформленное протоколом № 17, в суд.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2013 по делу №А36-1324/2013 требования учреждения здравоохранения удовлетворены, решение Комиссии от 28.12.2012 в части невыделения больнице объемов стационарной медицинской помощи признано незаконным.

Суд обязал Комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов больницы путем принятия в двухнедельный срок решения о распределении объемов стационарной медицинской помощи в городе Ельце Липецкой области с учетом требований пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В целях исполнения решения суда от 17.07.2013 по делу №А36-1324/2013 13.08.2013 Комиссия приняла решение, оформленное протоколом заседания Комиссии № 30, которым предписано согласовать оплату медицинской помощи, оказанной в стационаре больницы в 2013 году, в пределах объемов и финансового обеспечения, установленных заданием, в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году, по профилям: терапия, неврология, хирургия.

Решением (протокол № 39 от 19.12.2013) Комиссии на 2014 год выделены объёмы стационарной медицинской помощи Больнице в объёме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 рублей, что соответствует 15 койкам по профилям терапия, хирургия, неврология.

Не соглашаясь с решением Комиссии от 13.08.2013 в части выделения больнице на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек, последняя обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - Комиссия) от 13.08.2013, оформленного протоколом № 30, в части выделения для учреждения здравоохранения на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году и об обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в учреждении здравоохранения.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением Комиссии (протокол № 39 от 19.12.2013), заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением по настоящему делу.

Производство по настоящему делу 28.07.2014 приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Липецкой области от 26.06.2014 по делу № А36-6671/2013.

Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом 14.10.2014 решение Арбитражного суда Липецкой области по делу № А36-6671/2013 отменено, заявление Больницы удовлетворено (постановление оставлено без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 10.02.2015), в связи с чем, производство по делу возобновлено.

Принимая обжалуемое решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из положений норм статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 15, статьей 20, пунктов 9, 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н, которым утверждены Правила обязательного медицинского страхования, письма Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» следует, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями, в связи с чем, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объёмов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.

В числе последних пункт 10 статьи  36 Федерального закона №326-Ф3 называет, в том числе, потребность застрахованных лиц в медицинской помощи с учетом их права на выбор медицинской организации.

Развитие указанного критерия прослеживается также в Положении о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, в котором, в числе прочего, указано на необходимость учета при распределении медицинской помощи между медицинскими организациями показателей потребления медицинской помощи.

Из письма Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 следует, что при этом учитывается фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи.

В рамках рассмотрения настоящего спора суд обоснованно  принимал во внимание то обстоятельство, что постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (оставленным без изменения кассационной инстанцией) заявление Больницы о признании незаконным решения Комиссии от 13.08.2013 удовлетворено (дело №А36-6671/2013).

При этом суды по указанному делу пришли к выводу о том, что принятое Комиссией 13.08.2013 решение о выделении объемов стационарной медицинской помощи для больницы в расчете на 15 коек не соответствует положениям пункта  10 статьи 36 Закона №326-Ф3.

За 2013 год больницей в условиях стационара пролечено 2 566 пациентов по профилям терапия, неврология, хирургия, с общим количеством койко-дней – 25 334 с работой койки 340 дней в году, что соответствует 74 койкам (без учета оказания стационарной медицинской помощи травматологического профиля, по которому больнице не были согласованы тарифы).

Счета на оплату оказанной стационарной медицинской помощи были предъявлены больницей в соответствии с заключенными договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в страховые медицинские организации области (РГС-Медицина- Липецк, Каско-МС, Новолипецкая) и в ТФОМС Липецкой области.

Страховыми медицинскими организациями приняты к оплате все предъявленные

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А35-9960/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также