Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу n А14-17233/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              24 апреля 2015 года

Дело № А14-17233/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  22.04.2015

              Постановление в полном объеме изготовлено   24.04.2015             

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.

при участии:

от акционерного общества «Воронежнефтепродукт» (ОГРН 1023601535825, ИНН 3664002554):

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192):

Иргалиева Ж.Ю., представитель по доверенности 1/2-288 от 01.03.2015;

представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2015 по делу № А14-17233/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Домарева В.В.), по заявлению открытого акционерного общества «Воронежнефтепродукт» (ОГРН 1023601535825, ИНН 3664002554), г. Воронеж, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192), г. Воронеж, №14003219 по делу об административном правонарушении от 16.12.2014,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Воронежнефтепродукт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №14003219 от 16.12.2014 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее – административный орган, Управление) по делу об административном правонарушении.

Данное дело рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ОАО «Воронежпродукт» своими действиями вызывает интерес у потребителей к реализуемой продукции, повышая покупательскую способность табачных изделий, тем самым, стимулирует продажу продукции, нарушая запрет, установленный статьей 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон №15-ФЗ).

Судом произведена процессуальная замена открытого акционерного общества «Воронежнефтепродукт» на акционерное общество «Воронежнефтепродукт» (далее – АО «Воронежнефтепродукт»).

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.       

В ходе судебного заседания установлено следующее:

В соответствии с распоряжением №3524 от 02.12.2014 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в период с 05.12.2014 по 08.12.2014 проведена внеплановая выездная проверка фактов рекламы и стимулирования продажи табачной продукции в торговых помещениях на АЗС №26 ОАО «Воронежнефтепродукт».

В ходе проверки были выявлены нарушения статьями 11, 16 Закона №15-ФЗ, а именно: допускается реклама и стимулирование продажи табачных изделий, витрины с табачной продукцией (сигаретами) не закрыты и доступны взгляду посетителей, при этом находятся в наиболее заметном месте – за стойкой кассира, т.е. продажа данной продукцией осуществляется с выкладкой и демонстрацией.

Указанные факты нашли свое отражение в акте проверки №3524 от 08.12.2014, составленном в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Воронежнефтепродукт» Ситникова С.А.

По результатам проверки 08.12.2014 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Пастуховой Л.Ф. в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Воронежнефтепродукт» Ситникова С.А. составлен протокол об административном правонарушении №007197 по части 1 статьи 14.3.1 Кодекса российской Федерации об административном правонарушении (далее –  КоАП РФ).

Подписью указанного лица также удостоверен факт получения копии протокола об административном правонарушении и извещения о времени и месте рассмотрения административного дела.

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Фуфаева О.А., рассмотрев 16.12.2014 в присутствие законного представителя ОАО «Воронежнефтепродукт» материалы проверки, вынесла постановление по делу об административном правонарушении №14003219, в соответствии с которым ОАО «Воронежнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 80000,0 руб., копия которого вручена законному представителю Общества 16.12.2014 (л.д.62).

Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод Управления о нарушении Обществом законодательства, выразившееся в том, что последним допускается реклама и стимулирование продажи табачных изделий, витрины с табачной продукцией (сигаретами) не закрыты и доступны взгляду посетителей, при этом находятся в наиболее заметном месте – за стойкой кассира, т.е. продажа данной продукцией осуществляется с выкладкой и демонстрацией.

Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащей квалификации вмененного АО «Воронежнефтепродукт» правонарушения.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; (пункты 5.4., 5.7) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга; (пункт 6.3) имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.

В соответствии со статьей 21 Закона № 15-ФЗ государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Закона).

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 02.12.2014 №3524 вынесено, постановление по делу об административном правонарушении от 16.12.2014 №14003219 принято должностным лицом Управления в пределах предоставленных полномочий. Нарушений в указанной части не установлено.

Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением соблюдены требования закона при организации и проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Воронежнефтепродукт». Данные обстоятельства Обществом не оспорены.

Согласно части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения по данной норме являются права и интересы граждан, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом №15-ФЗ.

Как следует из оспариваемого постановления, в вину Общества  меняется нарушение статьи 11, статьи 16 Закона №15-ФЗ.

Статья 11 Закона N 15-ФЗ предусматривает, что в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляется установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

В соответствие с п.п.1 п.1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается, в том числе, реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, которые с учетом положений ст.ст.2, 16 Закона №15-ФЗ включают в себя:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу n А36-26/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также