Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А48-3721/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«10» апреля 2015 года                                                          Дело № А48-3721/2014

город Воронеж                                                                                               

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  10 апреля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Ушаковой И.В.,

судей                                                                                              Поротикова А.И.,

         Щербатых Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Активные коммуникации»: Кузякина В.В., представителя по доверенности от 03.02.2014 (до перерыва),

от УМИЗ Администрации г. Орла: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Активные коммуникации» (ОГРН 1075752005724) на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.01.2015 по делу № А48-3721/2014 (судья Волкова Е.Н.) по иску Управления муниципального имущества и землепользования города Орла администрации города Орла (ОГРН 1025700826502) к обществу с ограниченной ответственностью «Активные коммуникации» (ОГРН 1075752005724) о взыскании 19 969, 93 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Управление муниципального имущества и землепользования города Орла администрации города Орла (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Активные коммуникации» (далее - ООО "Активные коммуникации", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 19 969 руб. 93 коп., являющейся налогом на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Активные коммуникации" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение полностью и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, принятие обжалуемого акта явилось следствием неправильного применения и толкования судом первой инстанции норм материального права. Суд первой инстанции фактически признал право Управления муниципального имущества и землепользования города Орла администрации города Орла  на изменение условий договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с ООО "Активные коммуникации", чем грубейшим образом нарушил права ответчика и нормы материального права. Правоотношения по установке и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Орел, ул. Металлургов, район дома №16 являются гражданско-правовыми и оформлены соответствующим договором, заключенным на основании аукциона. Отношения, возникающие из обязательств по уплате в бюджет налогов, регулируются Налоговым кодексом РФ. При заключении договоров  гражданского характера стороны регулируют только гражданско-правовые отношения и не могут влиять на определение налоговых обязательств участников отношений.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление муниципального имущества и землепользования города Орла администрации города Орла явку полномочных представителей не обеспечило.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей  123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель ООО "Активные коммуникации" поддержал доводы апелляционной жалобы,  просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 03.04.2015.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу -  удовлетворить.

Из материалов дела усматривается, что 12.03.2012  в соответствии с протоколом №2 от 28.02.2012 о результатах аукциона на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и ООО «Активные коммуникации» подписан договор №111 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке местоположением: г. Орел. ул. 2 Металлургов, в районе дома № 16.

Срок действия данного договора с 12.03.2012 по 11.03.2017.

Разделом 4 договора №111 от 12.03.2012 установлены платежи и расчеты за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке муниципального образования, согласно которому размер платы по договору в год без налога на добавленную стоимость составляет 67044,00 руб. без налога на добавленную стоимость и производится перечислению в равных долях ежемесячно до 25 числа текущего месяца в доход области по реквизитам, указанным в пункте 4.2 договора.

27.04.2012 в соответствии с Положением «О размещении средств наружной рекламы в г. Орле», утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 25.09.2008 № 37/595-ГС, пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», на основании заявки на размещение рекламной конструкции от 03.04.2012 № 62, паспорта рекламного места № 62/12 Администрацией г. Орла выдано разрешение ООО «Активные Коммуникации» на установку отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции по адресу: г. Орёл, ул. Металлургов, в районе дома № 16 со сроком действия разрешения – 5 лет .

04.09.2012 за муниципальным образованием город Орел зарегистрировано право собственности на земельный участок, на котором ответчиком размещена рекламная конструкция на основании договора №111 от 12.03.2012.

11.02.2013 между Управлением государственного имущества Орловской области и Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла подписано соглашение о передаче права и обязанностей по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 12.03.2012 № 111.

Претензией № 7/2285 от 15.05.2014 истец обратился к ответчику с требованием оплатить задолженность, являющейся налогом на добавленную стоимость, которая оставлена ответчиком без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отношения сторон, возникшие из договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №111 от 12.03.2012, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», а также нормами раздела 3 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данный договор относится к группе непоименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации договоров.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 №15248/10, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона о рекламе, а собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством такого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости в целях размещения рекламы, подтверждая, что установка и эксплуатация рекламной конструкции являются законными и правомерными.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.

Согласно пункту 5.1 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными органами или организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Статьей 125 Гражданского кодекса РФ определен порядок участия, в том числе, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Так, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Положению об Управлении муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, утвержденному Постановлением Администрации г. Орла №1156 от 27.06.2006, Управление является структурным подразделением Администрации города Орла, обладает правами юридического лица, осуществляет функции по управлению муниципальным имуществом, в том числе в области земельных отношений.

В силу пункта 5.38 Положения об Управлении муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла (далее УМИЗ), утвержденного Постановлением 3 администрации города Орла от 27.06.2006 № 1156, УМИЗ осуществляет деятельность по организации размещения наружной рекламы на территории города Орла.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 №28/0510-ГС утверждено Положение «О порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности города Орла», которым установлена форма проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом муниципальном имуществе муниципального образования города Орла в виде аукционов.

В пункте 1.3. Положения «О порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности города Орла» установлено, что в случае установки рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящегося в казне, организатором аукциона является Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла (далее - УМИЗ).

В случае установки рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, которое закреплено собственником на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, ином вещном праве, организатором аукциона является правообладатель. По завершении аукциона объявляется о приобретении победителем права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. По результатам проведения аукциона составляется Протокол. Не позднее чем через 20 дней после подписания протокола победитель заключает с организатором аукциона договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В рассматриваемом деле, договор № 111 от 12.03.2012 заключен по результатам аукциона между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и ООО «Активные коммуникации». Права и обязанности к истцу по данному договору перешли на основании соглашения о передаче права и обязанностей по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 12.03.2012 № 111 и в связи с переходом права собственности на земельный участок.

Получателем денежных средств от такого вида деятельности является муниципальное образование.

Принимая во внимание правовой статус управления (структурное подразделение органа местного самоуправления), а также те обстоятельства, что вышеуказанное имущество, являясь муниципальной собственностью, не передавалось в оперативное управление, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суть рассматриваемых правоотношений состоит в неопределенности в том, кто в спорный период исполнял функции налогового агента и должен был нести обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с сумм за использование муниципального имущества по договору № 111 от 12.03.2012.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Как следует из пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

На основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А14-11422/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также