Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А64-6665/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 марта 2015 года                                                    Дело № А64-6665/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей          :                                                                                    Ольшанской Н.А.,

Скрынникова В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,

при участии в судебном заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области: Цыплухина М.Н. по доверенности № 03-04 от 10.09.2014;

от общества с ограниченной ответственностью «Сталь-М»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 по делу № А64-6665/2014 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сталь-М» (ОГРН 1097746664388, ИНН 7703709298) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области (ОГРН 1046876405366, ИНН 6828003805) о признании недействительным решения № 28 от 05.08.2014 в части,

 

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сталь-М» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения № 28 от 05.08.2014 в части доначисления НДС в размере 550212 руб., начисления пени по НДС в сумме 121150 руб., применения мер штрафной ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в виде штрафа в размере 110042 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 требования удовлетворены.

Решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области от 05.08.2014 № 28 в части доначисления НДС в размере 550212 руб., начисления пени по НДС в сумме 121150 руб., применения мер штрафной ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в виде штрафа в размере 110042 руб. признано недействительным.

Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что на момент вынесения оспариваемого решения налогового органа, счета-фактуры ООО «Органика», по которым Обществом заявлены налоговые вычеты  в спорном размере представлены не были.

Как указывает Инспекция, Общество ни до проверки, ни после ее начала не принимало каких-либо попыток по восстановлению вышеуказанных документов. При этом, генеральный директор ООО «Сталь-М» Данильченко В.И. являлся ликвидатором контрагента Общества: ООО «Органика», в связи с чем все документы ООО «Органика» должны были быть переданы ему. Обществом не представлено пояснений, в силу каких непреодолимых обстоятельств невозможно было представить истребованные документы в течение продолжительного периода времени.

В силу вышеназванных обстоятельств, представленные в рамках настоящего дела Обществом документы, которые не были предметом исследования в рамках выездной налоговой проверки и при рассмотрении материалов налоговой проверки, по мнению налогового органа, не могут быть приняты в качестве доказательств в споре о незаконности принятого налоговым органом ненормативного акта, так как согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 Постановления Пленума от 18 декабря № 65, для принятия указанных документов заявитель должен доказать уважительность причин, по которым они не могли быть представлены в налоговый орган в период проведения налоговой проверки, при том, что налоговый орган выставлял Обществу соответствующее требование о представлении документов.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражало против доводов Инспекции, указало на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В судебное заседание не явилось Общество, которые извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ООО «Сталь-М».

Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области в отношении ООО «Сталь-М» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе НДС за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт № 21 от 20.06.2014.

По результатам рассмотрения акта проверки и иных документов, полученных в ходе проверки Инспекцией в отношении Общества вынесено решение № 28 от 05.08.2014 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Обществу доначислен, в том числе НДС в размере 550212 руб., пени по НДС в размере 121150 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 110042 руб., НДФЛ в размере 203418 руб., штрафные санкции по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 40684 руб.

Основанием для доначисления спорных сумм налогов, пени и штрафов по НДС послужило непредставление Обществом в процессе проверки двух счетов-фактур, подтверждающих налоговые вычеты на сумму 550212 руб.

В процессе проверки в адрес ООО «Сталь-М» было выставлено требование о представлении документов от 27.01.2014 № 07-15/2/1, в котором были истребованы счета-фактуры: от 16.01.2012 № 10 на общую сумму 2221522 руб., в том числе НДС (18%) в сумме 338876 руб.; от 20.01.2012 № 24 на общую сумму 1385423 руб., в т.ч. НДС (18%) в сумме 211336 руб. В ответ на требование о представлении документов (информации) от 27.01.2014 № 07-15/2/1 Обществом представлено сопроводительное письмо, в котором налогоплательщик поясняет, что счета-фактуры от 16.01.2012 № 10 и от 20.01.2012 № 24, не могут быть представлены, в связи с их утерей.

В протоколе допроса свидетеля от 17.02.2014 № 1 бухгалтера ООО «Сталь-М» Сидякиной З.В. подтверждается факт отсутствия оригиналов вышеуказанных счетов-фактур, которые восстановить не представилось возможным в связи со снятием с налогового учета продавца, а именно ООО «Органика».

В связи с чем Инспекция пришла к выводу, что в нарушение п. 1 ст. 169, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Кодекса ООО «Сталь-М» применены налоговые вычеты и отражены в книге покупок за 1 квартал 2012 года по счету-фактуре от 16.01.2012 № 10 на общую сумму 2221522 руб., в том числе НДС (18%) в сумме 338876 руб. и по счету-фактуре от 20.01.2012 № 24 на общую сумму 1385423 руб., в т.ч. НДС (18%) в сумме 211336 руб., выставленным контрагентом ООО «Органика» в отсутствии указанных счетов-фактур. Также инспекцией установлено, что ООО «Органика» снято с налогового учета путем его ликвидации 26.06.2012. В связи с чем Обществу был доначислен НДС в размере 550221 руб., пени по НДС в размере 121150 руб., штраф по НДС в размере 110042 руб.

На момент вынесения оспариваемого решения Инспекции указанные счета- фактуры Обществом представлены не были.

Не согласившись с принятым решением в части доначисления НДС, пени и штрафных санкций по НДС, Общество обратилось в УФНС по Тамбовской области с апелляционной жалобой. В жалобе Общество указало, что им предоставляются счета-фактуры для подтверждения права на налоговые вычеты. К жалобе были приложены оригиналы ранее отсутствующих счетов-фактур.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области № 05-10/110 от 30.09.2014 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, на основании того, что ООО «Сталь-М» не указало в жалобе причины, в силу которых в течение 6 месяцев со дня истребования документов до даты вынесения решения не имело возможности представить запрашиваемые документы.

Не согласившись с решением Инспекции от 05.08.2014 № 28 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 550212 руб., пени в сумме 121150 руб., штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме 110042 руб., Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции.

Налоговая база по НДС в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями ст. 154 - 159, 162 НК РФ.

В силу ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 данной статьи.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для применения налоговых вычетов в силу ст. 169 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке.

Пунктом 5 ст. 169 НК РФ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, в том числе цена (тариф) за единицу товара, стоимость товара за все количество отгруженных по счету-фактуре товаров, сумма налога, предъявленная покупателю товаров исходя из примененных налоговых ставок.

В силу п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Из изложенного следует, что для налогоплательщика налога на добавленную стоимость право на применение налогового вычета по налогу возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ и приняты на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры, соответствующие требованиям ст. 169 НК РФ, и оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) (в редакции, действовавшей в проверяемый период) первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость.

Как следует из материалов дела, по договорам поставки от 16.01.2012 № 10, от 20.01.2012

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А35-1558/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также