Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А35-3871/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 марта 2015 года                                                              Дело №А35-3871/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года

Постановление в полном объёме изготовлено 20 марта 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

                         Письменного С.И.,

судей

                            Алферовой Е.Е.,

                                Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Зарубиной Н.Е.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Орехова Сергея Викторовича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от государственного казённого учреждения «Служба весового контроля Республики Башкортостан»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от государственного казённого учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орехова Сергея Викторовича на решение Арбитражного суда Курской области от 01.12.2014 по делу №А35-3871/2014 (судья Песнина Н.А.) по иску государственного казённого учреждения «Служба весового контроля Республики Башкортостан» (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260) к индивидуальному предпринимателю Орехову Сергею Викторовичу (ОГРН 304463220300114, ИНН 463218117516) о взыскании ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами, при участии в качестве третьего лица: государственное казённое учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан»,

установил:

Государственное казённое учреждение «Служба весового контроля Республики Башкортостан» (далее – истец, ГКУ «Служба весового контроля РБ») обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Орехову Сергею Викторовичу (далее – ответчик, ИП Орехов С.В.) о взыскании ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в сумме 557 893 руб. 50 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 43 341 руб. 35 коп. с продолжением их начисления на сумму основного долга по день его фактической уплаты.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казённое учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Курской области от 01.12.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Орехов С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.

От ГКУ «Служба весового контроля РБ» в электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» поступили возражения на апелляционную жалобу. В представленных возражениях истец просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия полагает, что решение Арбитражного суда Курской области от 01.12.2014 по делу №А35-3871/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между государственным казённым учреждением «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» и государственным казённым учреждением «Служба весового контроля РБ», утверждённого председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ «Служба весового контроля РБ» приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ «УДХ РБ» как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и муниципального значения, закрепленных за ГКУ «УДХ РБ» на праве оперативного управления, согласно перечню, утверждённому постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года №28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ «Служба весового контроля РБ» принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждённого приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года №125, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан осуществляется сотрудниками ГКУ «Служба весового контроля РБ» на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства) на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2013 года №145-р или указанными в специальном разрешении.

27.04.2013 при осуществлении весового контроля на 203 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГКУ «Служба весового контроля РБ» совместно с сотрудником ГИБДД было произведено взвешивание транспортного средства марки VOLVO модель VNL630, регистрационный номер К354УН46 с полуприцепом марки GENERAL модель TF34VZ2AC1R регистрационный номер АР0168 46, принадлежащих ответчику, под управлением водителя Белкина Сергея Адольевича.

Факт принадлежности транспортных средств ответчику – Орехову Сергею Викторовичу подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о регистрации транспортных средств.

Кроме того, в материалах дела имеется ответ из УМВД России по Курской области МОТН и РАС ГИБДД №2 от 20.06.2014 на запрос суда, согласно которому транспортное средство марки VOLVO модель VNL630, регистрационный номер К354УН46 и полуприцеп марки GENERAL модель TF34VZ2AC1R регистрационный номер АР0168 46, зарегистрированы за ответчиком.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании марки ТЕНЗО М модификации ВА- 20П заводской номер №13-34986. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 25.03.2013 (свидетельство о поверке с паспортом весового оборудования марки ТЕНЗО М модификации ВА- 20П приобщены к материалам дела).

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт от 27.04.2013 №174 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Материалами дела подтверждается, что осевая масса транспортного средства ответчика не должна превышать на первую ось – 5,00 т., на вторую ось – 4,00 т., на третью ось – 4,00 т., на четвертую ось – 3,00 т., на пятую ось – 3,00 т., на шестую ось – 3,00 т. Фактическая же нагрузка составила на первую ось – 4,19 т., на вторую ось – 6,63 т., на третью ось – 6,46 т., на четвертую ось – 5,74 т., на пятую ось – 5,92 т., на шестую ось – 5,72 т.

Сумма ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 557 893 руб. 50 коп.

ГКУ «Служба весового контроля РБ» направило претензионное письмо №1793 от 20.06.2013 о необходимости уплаты суммы ущерба, которое было получено ответчиком, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.

Ссылаясь на необходимость возмещения вреда, причинённого транспортными средствами, осуществлявшими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значений, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности заявленных исковых требований и наличии в связи с этим оснований для их удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При этом суд исходил из следующего.

Статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от причинения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь и т.п.) или возместить причинённые убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт неправомерных, виновных действий, совершённых ответчиком, наличие и размер понесённых убытков, причинную связь между правонарушением и убытками. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Статьёй 29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается, в частности, осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Согласно статье 31 Закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выдача специального разрешения, указанного в пункте 6 статьи 31 вышеназванного Закона осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог (подпункт 3 пункта 6 статьи 31 Закона №257-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272, тяжеловесным грузом является груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2.

Факт превышения установленных

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А64-5872/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также