Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А35-4745/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              12 марта 2015 года

Дело № А35-4745/2014

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  04.03.2015

Постановление в полном объеме изготовлено   12.03.2015

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Семенюта Е.А.

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452):

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Курской области (ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888):

представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.12.2014 по делу № А35-4745/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.), по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Курской области (ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452) и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Курской области (далее – заявитель, Учреждение, ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения, оформленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области (далее – заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Росреестра по курской области) сообщением об отказе в государственной регистрации права оперативного управления от 14.04.2014 № 21/015/2014-27, обязании Управления Росреестра по Курской области осуществить государственную регистрацию права оперативного управления ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» на административное здание площадью 75,7 кв.м., с кадастровым номером 46:20:270108:952, расположенное по адресу: Курская область, г. Рыльск, Чапаевский переулок, д. 13а.

Определением суда от 10.11.2014 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - государственного регистратора Алюшина В.В. на надлежащее заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

Решением Арбитражного суда Курской области от 11.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы регистрирующий орган указывает, что представленный на государственную регистрацию передаточный акт, который является правоустанавливающим документом, не содержит указания на вид регистрируемого права, в представленном  приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №135 от 24.05.2011 также не содержится указания на вид регистрируемого права.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.

ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Курской области ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

Дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В ходе судебного заседания судом установлено следующее:

ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» расположено по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, строение 1, ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888, 02.11.2007 зарегистрировано в качестве юридического лица.

Как следует из материалов дела, Учреждение создано во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 № 288, путем реорганизации в форме слияния, является правопреемником федеральных государственных учреждений государственных семенных инспекций по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных территориальных станций защиты растений и относится к ведению Минсельхоза России.

Согласно содержанию указанных распорядительных документов реорганизации в форме слияния подлежала также и Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Курской области, реорганизованная в последующем в Курский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр».

В соответствие с пунктом 1.1 Положения о филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по Курской области, утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» от 07.06.2012 № 59-ОД, филиал является обособленным структурным подразделением Федерального государственного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр».

Согласно пункту 22 передаточного акта от 01.09.2007 реорганизуемое учреждение - ФГУ Государственная семенная инспекция по Курской области передало ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по Курской области в том числе, административное здание площадью 75,7 кв.м., с кадастровым номером 46:20:270108:952, расположенное по адресу: Курская область, г. Рыльск, Чапаевский переулок, д. 13 а.

ФГБУ «Россельхозцентр» 26.02.2014 обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права оперативного управления на административное здание с кадастровым номером 46:20:270108:952, площадью 75,7 кв.м., расположенное по адресу: РФ, Курская обл., г. Рыльск, Чапаевский пер., д. 13 а.

Сообщением от 14.04.2014 № 21/015/2014-27 Управление Росреестра по Курской области отказало заявителю в государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимости, сославшись на положения абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон №122-ФЗ).

Посчитав принятое регистрирующим органом решение незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд области, удовлетворяя заявление, пришел к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы и сведения, в своей совокупности соответствовали установленным законодательством требованиям и позволяли идентифицировать объект – административное здание и сделать безусловный вывод о виде права на данный объект и основаниях его возникновения.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражения на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:

Положениями части 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствие с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено пунктом 5 статьи 2, а также пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Управление Росреестра по Курской области является территориальным органом Росреестра, осуществляющим его функции на территории Курской области.

Таким образом, Управление Росреестра по Курской области уполномочено на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области, следовательно, оспариваемый отказ принят в рамках полномочий указанного органа. Нарушений в указанной части не установлено.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации( далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ и части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе таких документов указаны договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Пунктом 2 статьи 16 Закона №122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Статьей 13 Закона № 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А14-9771/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также