Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А48-3153/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                        

                                                               

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

26 февраля 2015 года                                                       Дело № А48-3153/2014

город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  26 февраля 2015 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                      Ольшанской Н.А.,                                                                                                                                             

                                                                                                 Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем

                                                                                                   Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 28.11.2014 по делу № А48-3153/2014 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Лесоторговая база» (ОГРН 1025700778685; ИНН 5752006632) о взыскании финансовой санкции, 

                                                                                 

при участии в судебном заседании:

от государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловской области – представители не явились, надлежаще извещено;

от общества с ограниченной ответственностью «Лесоторговая база» - представители не явились, надлежаще извещено,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – управление Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лесоторговая база» (далее – общество «Лесоторговая база», общество) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 714,55 руб.

Данное дело было принято арбитражным судом Орловской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс).

Определением арбитражного суда Орловской области от 06.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Решением арбитражного суда Орловской области от 28.11.2014 в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.

Не согласившись с  состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда указывает, что оплата предоставляемых работнику дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Поскольку обществом «Лесоторговая база» страховые взносы с произведенных выплат исчислены не были и сведения о выплатах не представлены, то, как полагает фонд, факт совершения  обществом  нарушения Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ, Федеральный закон № 27-ФЗ), выразившегося в представлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении гражданки Опря И.Л., им доказан.

В представленном отзыве общество «Лесоторговая база» возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, и просило оставить жалобу управления Пенсионного фонда без удовлетворения.

При этом общество настаивало на отсутствии у него предусмотренной законом обязанности по исчислению страховых взносов с выплат по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) такие выплаты носят характер государственной поддержки в качестве компенсации потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов. Указанная гарантия по своему характеру не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, при этом управлением Пенсионного фонда и обществом «Лесоторговая база» были направлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда  проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование общества «Лесоторговая база», по результатам которой составлен акт от 12.05.2014 № 064 021 14 АВ 0000174 и принято решение от 06.06.2014 № 90, которым общество «Лесоторговая база» привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа  в  сумме 714,55 руб.

На основании вынесенного решения управлением Пенсионного фонда в адрес общества «Лесоторговая база» было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.06.2014 № 91, которым обществу было предложено в срок до 14.07.2014 уплатить сумму финансовых санкций.

В связи с неуплатой последним финансовых санкций в указанный в требовании срок, фонд обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с общества «Лесоторговая база» финансовых санкций в сумме 714,55 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из отсутствия  у общества  обязанности по исчислению страховых взносов с сумм выплат по уходу за ребенком-инвалидом.

При этом  суд правомерно исходил из следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Федеральный закон № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федеральный закон № 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

На основании частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Частью 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ также установлено, что вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах  (форма РСВ-1) за всех работающих у него застрахованных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета либо представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, для заявления требования о взыскании с общества «Лесоторговая база» штрафа на основании статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ фонду необходимо представить доказательства того, что общество представило в фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

При этом определяющим в рассматриваемом случае является факт наличия у общества обязанности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который, в свою очередь, зависит от включения сумм страховых выплат, в том числе по договорам гражданско-правового характера, в базу для начисления страховых взносов в отношении конкретного застрахованного лица.

Как следует из решения от 06.06.2014 № 90, по результатам проведения выездной проверки фондом был установлен факт невключения обществом «Лесоторговая база» в базу для исчисления страховых взносов суммы 14 290,91 руб., начисленной и выплаченной в 2011 году гражданке  Опря И.Л. в связи с предоставлением ей в указанном периоде дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом на основании приказов от 24.01.2011 № 07, от 04.02.2011 № 25, от 23.03.2011 № 52, от 15.04.2011 № 70, от 13.05.2011 № 92 и от 03.06.2011 № 114.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определены виды выплат,  не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В частности, к таким выплатам относятся указанные в  пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи  9 Закона  виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат,  прямо указанных  в данной норме.

Статьей  164 Трудового кодекса установлены понятия компенсаций, под  которыми  понимаются   денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных  Трудовым кодексом и другими федеральными законами, и  гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А14-1590/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также