Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А14-2382/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 февраля 2015 года Дело № А14-2382/2014 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Ольшанской Н.А., Осиповой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 по делу № А14-2382/2014 (судья Медведев С.Ю.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 33 110 597,34 руб., третье лицо: муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района» (ОГРН 1023602457603; ИНН 3665036066), при участии в судебном заседании: от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Тарасовой Р.С., ведущего специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 12.01.2015 № 03-17/00018; от администрации городского округа город Воронеж: Казьмина Я.А., главного специалиста отдела правовой работы в сфере экономики, финансов и социальной политики правового управления по доверенности от 09.10.2014 № 1855; от муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района» - Березневой О.А., члена ликвидационной комиссии по доверенности от 01.02.2015 № 1; УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с администрации городского округа город Воронеж (далее – администрация, учредитель должника) в порядке субсидиарной ответственности задолженности муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района» (далее – муниципальное казенное учреждение «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района», учреждение, должник) по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 33 110 597,34 руб. Решением арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2014 в удовлетворении требований налоговому органу отказано в полном объеме. Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в сумме 33 110 597,34 руб. с основного должника - муниципального казенного учреждения «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района». Кроме того, суд области пришел к выводу также и об отсутствии оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого должника. Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права и разрешить вопрос по существу. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на доказанность материалами дела того обстоятельства, что должник не может удовлетворить требования налогового органа о погашении задолженности, поскольку у него отсутствует имущество, за счет реализации которого могла бы быть погашена задолженность по налоговым платежам, в связи с чем имеются все основания для привлечения учредителя должника к субсидиарной ответственности и взыскании с него всей суммы непогашенной задолженности 33 110 597,34 рубля. Также инспекция настаивает на том, что в рассматриваемом случае не подлежат применению положения пункта 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), поскольку указанные положения введены в действие с 03.01.2014, а спорные правоотношения возникли в период 2012-2013 годов. Указанная позиция, по мнению инспекции, соответствует также и приведенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2014 № ВАС-5536/14. В представленном отзыве администрация возразила против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность и недоказанность доводов налогового органа. Представитель муниципального казенного учреждения «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района» поддержал позицию администрации, пояснив, что спорная задолженность значится в промежуточном ликвидационном балансе учреждения, однако, налоговым органом требование о ее уплате ликвидационной комиссии не предъявлялось и в настоящее время возможность взыскания задолженности им утрачена. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителей налогового органа, администрации и учреждения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой и подлежит погашению налогоплательщиком в добровольном или принудительном порядке. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется, как это следует из пункта 1 статьи 49 Налогового кодекса, ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса установлено, что в случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 № 57) разъяснено, что при применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, то такое взыскание возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. Согласно пункту 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, по 2 статьи 120 Гражданского кодекса учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В случае принятия ликвидационной комиссией суммы заявленного долга обращения в суд с заявлением о ее взыскании не требуется. Согласно положению пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Из разъяснения, данного в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленум Вымшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 21), следует, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Из приведенных положений гражданского и налогового законодательства следует, что для привлечения учредителя муниципального казенного учреждения к субсидиарной ответственности необходимо одновременное выполнение ряда условий: муниципальное казенное учреждение должно находиться в стадии ликвидации, не иметь возможности удовлетворить требования кредиторов за счет имущества, а требования кредитора, заявившего о привлечении к субсидиарной ответственности, должны быть установлены до завершения ликвидации и составления ликвидационного баланса. В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий, требования кредитора о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности удовлетворены быть не могут. Кроме того, применительно к взысканию задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговый орган должен соблюсти порядок и сроки взыскания недоимки, установленные налоговым законодательством. Недоимка, возможность взыскания которой с основного должника налоговым органом утрачена, не может быть взыскана в порядке субсидиарной ответственности. Согласно учредительным документам муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района» находится в собственности администрации муниципального образования город Воронеж. Из материалов дела усматривается, что 13.01.2014 администрацией городского округа город Воронеж вынесено постановление № 9 о ликвидации муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Советского района», о чем 23.01.2014 в единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись. Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 29.05.2014 № 421 утвержден промежуточный ликвидационный баланс учреждения, в разделе IV «Обязательства» которого в строке «Расчеты по платежам в бюджет» по состоянию на 01.01.2014 значилась задолженность в сумме 29 549,46 тыс. руб. Вместе с тем, на момент утверждения промежуточного баланса – 30.04.2014 данная задолженность в балансе отсутствует. В приложении к балансу, содержащем перечень предъявленных кредиторами требований и результаты Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А36-5755/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|