Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А08-5980/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12 февраля 2015 года Дело № А08-5980/2014 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2014 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ольшанской Н.А., судей : Скрынникова В.А., Михайловой Т.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В., при участии в судебном заседании: от Государственного учреждения – Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Покровского А.В., доверенность № 15-03/04/4490 от 10.05.2012, от Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 10 г. Белгород: представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 10 на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.12.2014 по делу № А08-5980/2014 (судья Полухин Р. О.), принятое по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 10 г. Белгорода (ОГРН 1023101645368, ИНН 3123023839) к Филиалу № 1 Государственному учреждению – Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решений,
УСТАНОВИЛ: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10 г. Белгорода (далее – Лицей) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Филиалу № 1 Государственному учреждению – Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – Фонд) о признании незаконным решений от 09.07.2014 № 72 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и № 63 «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Лицей, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы, Лицей ссылается, что оплата дополнительных выходных дней одному из родителей по уходу за ребенком-инвалидом носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Также в обоснование апелляционной жалобы Лицей ссылается, что стороны в обоснование своих доводов им были представлены доказательства командировочных расходов, однако суд первой инстанции не дал им никакой оценки. В представленном отзыве Фонд указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей Лицея, заявившего о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителей. Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка по вопросам начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период, а также проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов па обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.10.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены акты от 16.06.2014 № 112 и № 112н/с. По результатам проведенной проверки Фондом приняты решения от 09.07.2014 № 72 и № 63 о привлечении Лицея к ответственности, соответственно, за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с решением от 09.07.2014 № 72 Лицей привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ), в виде штрафа в размере 367,38 руб. Лицею доначислено и предложено уплатить 1836,90 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пени за просрочку их уплаты. В соответствии с решением от 09.07.2014 № 63 Лицей привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 25,34 руб., Лицею доначислено и предложено уплатить 126,70 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Фонда, о занижении Лицеем базы для начисления страховых взносов, в том числе, не исчислены страховые взносы при оплате дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, а также на сумму аванса, выданного учителю Моисеевой А.Ф. Не согласившись с решениями Фонда от 09.07.2014 № 72 и № 63, Лицей обратился в Арбитражный суд Белгородской области с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных Лицеем требований в части занижения Лицеем базы для начисления страховых взносов в связи с неисчислением страховых взносов при оплате дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, суд первой инстанции поддержал позицию Фонда. Суд указал, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений и не указана в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ как сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общеустановленном порядке. Такой вывод суда следует признать ошибочным. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 212-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к которым применяется Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Федеральный закон № 125- ФЗ). В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. В силу положений статей 3, 17 Федерального закона № 125-ФЗ Лицей также является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона. Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ. Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, действительно производится в рамках трудовых отношений. Вместе с тем, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Положениями пп.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Аналогичные положения закреплены п. пп.1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ. Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает, что социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А48-4146/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|