Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу n А64-3683/06-23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ 

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

                                                                                        

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

20 марта 2008 года                                                     Дело № А64-3683/06-23

г.Воронеж                                                                                       

  

              Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года.

              Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                                          Поротикова А.И.,

Судей                                                                                     Суховой И.Б.,

                                                                                               Фёдорова В.И.,    

                                                                                                                                         

при ведении протокола судебного заседания секретарем Медковой Е.А.,   

                                                                                        

при участии:

от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области – Кораблёва Д.Н., начальника юридического отдела, по доверенности № 04-42д от 20.04.2007 года;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Тамбовской области, Управления по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области представители не явились, надлежаще извещены;  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2008 года по делу № А64-3683/06-23, по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, г.Тамбов, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, г.Тамбов, при участии третьих лиц – Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области, г.Тамбов, ГУ МЧС России по Тамбовской области, г.Тамбов, об исключении объекта из реестра федеральной собственности  (судья Сучков С.А.),

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г.Тамбов  обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, при участии в качестве третьего лица - Управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по­жаров Тамбовской области об исключении объекта из реестра федеральной собственности (реестровый номер 06800676) запись в отношении спорного здания, расположенного по адре­су: г.Тамбов, ул.Советская, 66.

24.04.2007г. определением Арбитражного суда Тамбовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление МЧС России по Тамбовской области.

В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет исковых требований - просил суд обязать ответчика (ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области) исключить запись в реестре федерального имущества в отношении здания располо­женного по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, 66.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (Росимущество) был заявлен встречный иск о признании права федеральной собственности на здание, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, 66, а также об обязании Комитета по управлению имуществом Тамбовской области исключить запись в реестре областного имущества в отношении здания, расположенно­го по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, 66.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2008 г. по делу № А64-3683/06-23 требования истца по первоначальному иску удовлетворены. Признано право государственной собственности на здание, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, 66, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области обязано исключить запись в реестре федерального имущества в отношении спорного здания.  В удовлетворении встречного  иска отказано.

Не согласившись с состоявшимся решением, ответчик по первоначальному иску  обратился с апелляционной жалобой, в которой сослался на  нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем, просил  отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2008 года по делу № А64-3683/06-23.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Тамбовской области, Управления по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области  не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, лиц, не явившихся в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав  участвующих в судебном заседании лиц, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как  следует из материалов дела, 24.01.1089 года распоряжением № 38-р Тамбовским областным советом народных депутатов Исполнительным комитетом здание, расположенное по улице Советской, 66 в г.Тамбове передано с баланса УВД облисполкома на баланс штаба гражданской обороны области.

28.12.2000 года спорное имущество было закреплено на праве оперативного управления за  Государственным учреждением «Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области», за реестровым номером 06800158, что подтверждается выпиской из реестра  областного имущества.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 28.11.02г. №73-3 «Об управлении госу­дарственной собственностью Тамбовской области» приказом комитета по управлению иму­ществом Тамбовской области от 09.07.2004г. № 281 вышеназванное здание передано Управлению по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области в безвозмездное пользование до 02.07.2009г.

16.07.2004 года заключен договор №41 на передачу комитетом по управлению имуществом Тамбовской области ГУ инспекции охраны  историко-культурного наследия  Тамбовской области в безвозмездное поль­зование объекта недвижимости и 23.06.2004 года подписано Охранное обязательство Управлению культуры Тамбовской области по недвижимому памятнику истории и культуры.

Пунктом 2.1.  договора № 41 от 16.07.2004 года предусмотрено, что Комитет и Владелец передают, а Пользователь принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения, указанные  в приложении к настоящему договору, расположенные в здании по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, 66, для использования под размещение аппарата управления.

23.08.2005 года  спорное имущество, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.66,  было закреплено ответчиком по первоначальному иску за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области, за реестровым номером 06800676, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 20.12.2005 года.

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области полагает, что у Российской Федерации в лице уполномоченных органов не было оснований для включения спорного здания в состав федеральной собственности с отражением этого обстоятельства в реестре федерального имущества, в связи с  чем, обратился в суд.  

В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В качестве основного довода апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что спорным зданием владели и пользовались юридические лица исключительно федерального уровня собственности, что, вопреки выводам, изложенным в обжалуемом решении, указывает на принадлежность объекта спора Российской Федерации.

Данный довод не получил подтверждения в суде апелляционной инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество может находиться в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (пункт 5 статья 214 ГК РФ). В его отсутствие сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность».

В соответствии с приложением 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения. Исторические и культурные памятники регионального значения, к которым отнесен спорный объект (т.1, л.д.19-37), в этот перечень не включены. Нет упоминания о памятниках регионального значения в приложениях 2 - 3 к Постановлению N 3020-1. Это означает, что разграничение объектов, являющихся памятниками регионального значения, по уровням собственности осуществляется исходя из критериев, положенных в основу составления названных перечней. Наличие у имущественного объекта статуса памятника регионального значения при отнесении объекта к соответствующему уровню собственности не учитывается.

Вопрос о передаче в порядке разграничения собственности относительно памятника истории и культуры регионального значения должен решаться исходя из его функциональных признаков.

С 1989 года, когда распоряжением Тамбовского областного Совета народных депутатов №38-р от 24.01.1989 (т.1, л.д.105) спорное здание было передано штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Тамбовской области, по настоящее время в нем располагались органы государственной власти области, ведавшие вопросами организации гражданской обороны, ликвидации стихийных бедствий и их последствий.

В момент рассмотрения спора в здании по ул.Советская, д.66 размещено Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области, которое по пункту 1.1 положения, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 11.06.2004 №539, является исполнительным органом государственной власти области (т.2, л.д.39-43).

Правомерность пользования Управления спорным зданием, возникшего по договору от 16.07.2004 г. (т.1, л.д.11-13), подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области по делу №.А64-3255/05-23, оставленным без изменений Постановлением кассационной инстанции от 27.02.2007 г. (т.3, л.д.113-114).

 В компетенцию организаций, последовательно располагавшихся по адресу ул.Советская, д.66 (до 01.03.1995 г. – штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области, с 01.03.1996 г. по 31.07.1997 г. – Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации области, с 31.07.1997 г. по 31.12.2004 г. – Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тамбовской области) входили меры по обеспечению защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Осуществление подобных функций относится к сфере полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данный вывод основан на положениях Конституции Российской Федерации (пункт «з» статьи 72),  пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне», статей 7, 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Подтверждается он и законодательством, действовавшим в период разграничения государственной собственности.

Так, согласно статьи 84.11 Конституции (Основного закона) Российской Федерации 1978 года, в редакции  закона РФ от 21.04.1992 N 2708-1, карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относились к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей.

Таким образом, ни по структурной принадлежности, ни по выполняемым функциям, учреждения, располагавшиеся в спорном здании на момент принятия Постановления №3020-1 от 27.12.1991 г., как и позднее, не относятся к юридическим лицам федерального продчинения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Право собственности Тамбовской области на спорный объект подтверждается выпиской от 03.07.2006 г. (т.1, л.д.10), из которой следует, что двухэтажное здание общей площадью 907 кв.м. - усадьба Аносова (главный корпус), находящийся по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.66, было внесено в реестр областного имущества 28.12.2000 года и ему присвоен

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу n А35-2334/07-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также