Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А35-4611/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2015 года                                                            Дело №А35-4611/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Семенюта Е.А.,    

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,   

при участии:

от Департамента закупок для муниципальных нужд г. Курска: Головенькиной О.А., начальника отдела  финансов и правового обеспечения по доверенности от 05.12.2014;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ИП Дюкаревой Л.Н.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.10.2014 по делу №А35-4611/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Департамента закупок для муниципальных нужд г.Курска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №44/2014 от 27.05.2014 в части пунктов 1 и 2; о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 27.05.2014 по делу №44/2014;

УСТАНОВИЛ:

Департамент закупок для муниципальных нужд г. Курска обратился в Арбитражный суд Курской области (далее – заявитель, Департамент) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области  о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №44/2014 от 27.05.2014 в части пунктов 1 и 2; о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 27.05.2014 по делу №44/2014.

Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные предметы спора - ИП Дюкаревой Л.Н., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52».

Решением суда от 02.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №44/2014 от 27.05.2014 в части пунктов 1 и 2 признано незаконным. Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 27.05.2014 по делу №44/2014 признано недействительным.

Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что  положения  ст. 70 Федерального закона «О контрактной системе…» подтверждают необходимость указания всех условий исполнения контракта и характеристик объекта закупки в аукционной документации. Судом не учитывалось то обстоятельство, что в проекте контракта содержится не отдельная фраза, а прямое указание  заказчика организовать питание за счет собственных средств работников, обучающихся или их родителей, то есть за финансовые средства частных лиц, которые не являются средствами, за счет которых может  осуществляться размещение  муниципального заказа.  Конкретный срок  исполнения  условия  об обязанности исполнителя «согласовать примерное  двенадцатидневное  меню в порядке в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок, установленный заказчиком» в аукционной документации отсутствует. Это не позволяет потенциальным  участникам закупки оценить возможность исполнения указанного условия контракта и ограничивает количество участников  определения поставщика. Не указав в извещении, документации электронного аукциона,  проекте договора, существенные условия оказания услуги, связанные с порядком пользования муниципальным имуществом, заказчик, уполномоченный орган нарушили ч. 5 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе».

В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» и ИП Дюкарева Л.Н.  не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании 16.01.2015 объявлялся перерыв до 23.01.2015 (17.01.2015 и 18.01.2015  - выходные дни).

Как видно из материалов дела, 07.05.2014 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки - ОАО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru размещено извещение №0144300004014000836 электронного аукциона, в том числе: аукционная документация, проект договора (контракта).

Начальная (максимальная) цена договора (контракта) - 834 099 рублей 37 копеек. Заказчиком закупки является - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52».

Уполномоченным органом является - Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска.

До окончания срока подачи заявок (08 часов 00 минут (время московское) 16.05.2014) было подано 3 заявки от участников закупки с порядковыми номерами 1,2,3.

В соответствии с протоколом подведения итогов по результатам рассмотрения вторых частей заявок, Департамент решил признать победителем электронного аукциона участника аукциона, подавшего заявку №3 - ИП Дюкарева Людмила Николаевна, предложившая наименьшую цену контракта 621 403,87 руб.

15.05.2014,  до окончания срока подачи заявок, в Курское УФАС России поступила жалоба (вх.№2503) индивидуального предпринимателя Дюкаревой Людмилы Николаевны (далее ИП Дюкарева) на действия уполномоченного органа - Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (далее - уполномоченный орган), заказчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» при определении поставщика способом электронного аукциона на оказание услуг по организации питания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» (извещение №0144300004014000836).

По мнению подателя жалобы, положения извещения и аукционной документации не соответствуют положениям проекта договора (контракта) электронного аукциона №0144300004014000836, кроме того, проект договора (контракта) содержит условия, ограничивающие круг участников указанного определения поставщика, что не соответствует требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее - ФЗ «О контрактной системе...»), ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ).

27.05.2014 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы было принято решение, согласно которого уполномоченный орган - Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска признан нарушившим ст. 15, ч.5 ст. 24, ч.1 ст.34, ч. 4 ст.64 Федерального закона №44-фз «О контрактной системе...».

Согласно предписанию об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Департаменту необходимо отменить определение поставщика способом электронного аукциона на оказание услуг по организации питания в МБОУ «СОШ №52» (извещение №0144300004014000836).

Считая решение и предписание незаконными, Департамент закупок для муниципальных нужд г. Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выводы антимонопольного органа о нарушении Департаментом ФЗ «О контрактной системе...» являются необоснованными.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статья 8 данного Закона №44-фз определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение, в том числе заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 этого же Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В части 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ указано, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Кроме того согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона (описание качественных характеристик объекта закупок - часть 1 пункт 1), информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Частью 4 ст. 64 Закона №44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Принимая решение, антимонопольный орган исходил из того, что часть положений проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, не содержаться в извещении, аукционной документации по определению поставщика №0144300004014000836 и тем самым нарушены требования ч.1 ст.34 ФЗ «О контрактной системе...».

Так, в извещении, аукционной документации по определению поставщика не содержатся следующие положения проекта договора: «Исполнитель» обязан:

- провести мероприятия по подготовке пищеблока к началу оказания услуг;

- обеспечить работу буфета (буфетов-лотков) на территории Заказчика в соответствии с действующими СанПин;

- организовать питание работников и обучающихся за счет их собственных денежных средств и/или денежных средств их родителей (законных представителей) по составу, качеству и цене, соответствующим примерному двенадцатидневному меню настоящего договора, а также обеспечить реализацию пищевых продуктов, блюд и кулинарных изделий (сверх примерного десятидневного меню), ассортимент

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А14-13114/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также