Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А35-4356/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              26 декабря 2014 года

Дело № А35-4356/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена  24.12.2014

Постановление в полном объеме изготовлено   26.12.2014

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Семенюта Е.А.

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.

при участии:

от ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод»: 

от Управления Росприроднадзора по Курской области:

Обухова Ю.К., по доверенности б/н от  10.12.2014; Барбир В.В., по доверенности  б/н от 10.12.2014;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росприроднадзора по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.10.2014 по делу № А35-4356/2014 (судья Морозова М.Н.), по заявлению ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» (ОГРН 1024601213284, адрес: Курская обл., г. Железногорск, территория Промплощадка-2) к Управлению Росприроднадзора по Курской области (адрес: г. Курск, ул. К. Маркса, д. 53) об отмене постановления о назначении административного наказания №103/1-АВ от 07.05.2014, вынесенного государственным инспектором Росприроднадзора по Курской области Катковым Андреем Владимировичем о привлечении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

 

Закрытое акционерное общество «Железногорский вагоноремонтный завод» (далее – ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Курской области (далее – Управление, административный орган) о назначении административного наказания №103/1-АВ от 07.05.2014 о привлечении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 29.10.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции Управление указывает, что в настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим отношения по выдаче разрешения на выбросы является Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Полагает, что факт совершения Обществом вменяемого правонарушения подтвержден материалами административного дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы не признал, считая решение суда области законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение в силе, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.

В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного органа.

В судебном заседании 17.12.2014 был объявлен перерыв до 24.12.2014.

В ходе судебного заседания судом установлено следующее:

ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» расположено по адресу: 30 7171, Курская обл., г. Железногорск, Промплощадка-2, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1024601213284, ИНН 4633000686.

На основании Приказа Управления Росприроднадзора по Курской области от 17.03.2014 № 103 была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод».

В ходе проведения проверки Управлением Росприроднадзора по Курской области установлено, что производственная хозяйственная деятельность Общества связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует.

По результатам проверки в отношении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» составлен протокол об административном правонарушении № 103/1 от 07.05.2014. По результатам рассмотрения административного материала, госинспектором Росприроднадзора по Курской области Катковым А.В. 07.05.2014 вынесено Постановление № 103/1-АВ о назначении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» административного наказания предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанного постановления административного органа незаконным и его отмене.

Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности наличия вины Общества во вменяемом административном правонарушении.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, вместе с тем приходит к следующим выводам:

Частью 6 статьи  210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 201 АПК РФ).

Полномочия Управления Росприроднадзора по Курской области по осуществлению государственной функции по контролю и надзору в сфере природопользования и исполнению административных процедур определены Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О недрах», Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Постановлением Правительства России от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны сужающей среды», Постановлением Правительства России от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю», Приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 707 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Курской области, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», Положением об Управлении Росприроднадзора по Курской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 № 450, Административным Регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2012 № 191, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства России в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 300.

Полномочия государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Каткова А.В. на принятие оспариваемого постановления от 07.05.2014 №103/1-АВ, предоставленные статьей 23.29 КоАП РФ, проверены судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений в указанной части не выявлено.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация содеянного включает установление следующих элементов состава: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения и его субъективной стороны. При отсутствии хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Таким образом, объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в форме бездействия по неполучению специального разрешения, при условии осуществления субъектом выброса вредных веществ в атмосферу или осуществления вредного физического воздействия (без признаков выброса) на атмосферный воздух.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Указанной норме корреспондирует пункт 8 статьи 15 Закона N 96-ФЗ, согласно которому действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Для получения такого разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с указанной статьей Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А36-4463/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также