Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А64-1951/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря   2014 года                                                              Дело №А64-1951/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Семенюта Е.А.,       

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,      

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,     

при участии:

от Горовенко Анатолия Витальевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ФГУП «Почта России»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу    Горовенко Анатолия Витальевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.11.2014 по делу №А64-1951/2014 (судья Сучков С.А.) по заявлению Горовенко Анатолия Витальевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тамбовской области, об оспаривании действий административного органа, отмене определения №21 от 18.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение в административный орган,

УСТАНОВИЛ:

Горовенко Анатолий Витальевич (далее  - заявитель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее – Управление, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании действий административного органа и отмене определения №21 от 18.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федерального  государственного  унитарного  предприятия  «Почта России».

Решением суда от 10.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство в части требований заявителя о признании незаконными действий Управления Роскомнадзора по Тамбовской области, выразившихся в вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении прекращено.

Не согласившись с указанным решением, Горовенко Анатолий Витальевич обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что физическому лицу достаточно  только сослаться на противоправное событие,  а для  административного органа это будет являться безусловным поводом  для возбуждения  административного дела. Заявление Горовенко  А.В. указывало на признаки  нарушения лицензионных требований, выраженных в нарушении установленного  срока пересылки и совершения ФГУП «Почта России» административного правонарушения.  Административный орган не произвел оценку действий  ФГУП «Почта России».  Решение вынесено без учета имеющейся судебной практики в арбитражных судах по рассмотрению аналогичных дел.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных  лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Как видно из материалов дела,  гражданин Горовенко А.В. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тамбовской области о нарушении ФГУП «Почта России» лицензионных требований, выразившихся в нарушении срока доставки регистрируемого почтового отправления, с приведенным им анализом привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в декабре 2013 года, в январе и феврале 2014 года.

Согласно заявления Горовенко А.В. вышеуказанные решения судов являются безусловным доказательством совершения ФГУП «Почта России» грубого нарушения лицензионных требования, просит составить протокол об административном правонарушении, возбудить в отношении ФГУП «Почта России» дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ и совершить все необходимые действия в соответствии с КоАП РФ. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении вынести мотивированное определение.

По результатам рассмотрения обращения Горовенко А.В. Управлением было вынесено определение от 18.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Почта России» в связи с отсутствием в действиях ФГУП «Почта России события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Считая действия административного органа и отмене определения №21 от 18.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении незаконными, Горовенко Анатолий Витальевич обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Горовенко А.В. об обжаловании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ. Из существа заявления Горовенко А.В. не следует, что нарушения ФГУП «Почта России» сроков доставки (пересылки) почтовой корреспонденции могли привести или привели к последствиям, указанным в пункте 11 статьи 19 Закона о лицензировании. Таких доказательств заявителем ни в административный орган, ни в материалы настоящего дела не представлено.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Аналогичные положения установлены статьей 19 Закона о лицензировании, согласно пункту 11 которой исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензирование в сфере связи, включая почтовую связь, а также лицензионные требования к осуществлению почтовой связи установлены Законом о лицензировании, Федеральным законом от 07.07.2013 № 126 «О связи», Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименования услуг, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221.

Грубым нарушением в области оказания услуг почтовой связи могут служить только нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные пунктом 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.

В соответствии с абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

В силу п. 4 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила) контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи.

В соответствии с п. 47 Правил операторы почтовой связи обязаны:

а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;

б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;

в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;

г) оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

д) бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов;

е) соблюдать тайну связи.

Ни одна из норм вышеперечисленных нормативных актов не содержит понятий грубого нарушения лицензируемого вида деятельности в области почтовой связи.

Для  возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить, имелись ли у административного органа соответствующие  основания.

Согласно ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

В соответствии с ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводы для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, установлены частью 1 статьи 28.1 Кодекса, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из судебных и правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических лиц и организаций.

Об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ, должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, составляется протокол.

Если по поступившим из судебных и правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалам, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, сообщениям и заявлениям физических лиц и организаций принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, должностным лицом Енисейского Управления Роскомнадзора, к которому поступили указанные материалы, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения Управлением оспариваемого определения от №21 от 18.03.2014 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении послужили выводы административного органа об отсутствии вины ФГУП «Почта России» в виде грубого нарушения  лицензионных условий.

Конкретных доказательств и основания, позволяющих возбудить дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ заявление Горовенко А.В. не содержит.

Ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции  не представлено доказательств грубых  нарушений, повлекших за собой

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А64-6829/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также