Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А08-5361/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

18 декабря   2014 года                                                        Дело № А08-5361/2014

город Воронеж                                                                                            

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря  2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря  2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Донцова П.В.,

                                                                                           Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Бауман Л.В.

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Экотранс»: Ильина Е.А. представитель по доверенности 31 АБ 0668290 от 14.04.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.10.2014 по делу № А08-5361/2014 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТК «Экотранс» (ИНН 3123084038, ОГРН 1023101643135) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) об оспаривании решения от 14.05.2014 предписания от 14.05.2014 г. № 83 по делу №29-14-АЗ,

                                         УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания «Экотранс» (далее - Общество, ООО «ТК «Экотранс») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Белгородской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 14.05.2014 предписания от 14.05.2014 № 83 по делу №29-14-АЗ.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.10.2014, принятым по настоящему делу, заявленные требования были удовлетворены. Решение УФАС по Белгородской области от 14.05.2014 и предписание УФАС по Белгородской области от 14.05.2014 № 83 по делу №29-14-АЗ признаны недействительными.

Не согласившись с указанным решением, Белгородское УФАС обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также с неправильным применением норм материального права.

В обоснование своей правовой позиции антимонопольный орган указывает, что действия ООО «ТК «Экотранс» фактически направлены на исключение свободы выбора, обусловлены навязыванием услуг и содержат признаки монопольного воздействия на определенную потребительскую группу путем сужения выбора потенциальных контрагентов, способных оказать аналогичные услуги вследствие свободного выбора данной услуги потребителем.

Обращает внимание апелляционного суда на то, что в решении антимонопольного орган прямо говорится о действиях, совершенных ООО «ТК «Экотранс» в связи с использованием своего доминирующего положения на рынке услуг по транспортировке (вывозу) ТБО. В решении очевидно прослеживается, что по своим результатам они могут привести к таким последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции и нарушение прав третьих лиц.

Считает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным.

ООО «ТК «Экотранс» в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылается на то, что ни при вынесении  решения УФАС по Белгородской области, ни в рамках судебного разбирательства по настоящему делу не представлено доказательств, что ООО «ТК «Экотранс», занимая, по мнению УФАС по Белгородской области, доминирующее положение, совершило действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, что привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав третьих лиц.

Настаивает на том, что ООО «ТК «Экотранс» не было официально признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, и не включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, гак как приказ руководителя УФАС по Белгородской области №320 от 23.08.2013 о включении ООО «ТК «Экотранс» в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» по товарной группе «Вывоз ТБО» в географических границах города Старый Оскол с долей более 50% в настоящее время оспаривается.

Обращает внимание апелляционного суда на то, что условия оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО были известны гр.Шиповскому Б.М., более того последний полностью оплатил фактически оказанные ему услуги в соответствии с публичным договором на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов в Старооскольском городском округе, опубликованном 02.02.2012 в газете «Зори» №17. Названный публичный договор распространяет свое действие на неопределенный круг физических лиц в Старооскольском городском округе, что не противоречит п.1 ст.437 ГК РФ. На основании п. З ст.438 ГК РФ при совершении лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий (т.е. оплата физическим лицом услуг по вывозу ТБО) договор считается заключенным независимо от соблюдения формальных условий (подписей сторон) и обязателен для исполнения ООО «ТК «Экотранс» и соответствующего физического лица.

Настаивает на том, что указание УФАС по Белгородской области в апелляционной жалобе на навязывание ООО «ТК «Экотранс» потребителям Старооскольского городского округа услуг по вывозу ТБО является несостоятельным, так как в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что согласие контрагентов с предложенными условиями публичного договора является вынужденным и воля их на заключение договора формировалась под воздействием каких-либо внешних факторов, в том числе давления контрагента.

Считает решение суда области законным и обоснованным.

Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда области оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

УФАС по Белгородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гр.Шиповского Б.М. на действия ООО «ТД «Экотранс», выразившиеся в направлении последним в адрес заявителя квитанции на оплату за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.

По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган приказом № 24 от 03.02.2014 возбудил дело №29-14-А3 по признакам нарушения Обществом ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции". Создана Комиссия по рассмотрению дела № 29-14-А3.

Определением от 03.02.2014 рассмотрение дела назначено на 28.02.2014 на 11:30.

В ходе расследования антимонопольного дела установлено, что Шиповский Б.М., проживающий в г.Старый Оскол в индивидуальном жилом доме, как физическое лицо, в письме вход. № 3401 от 08.11.2013 обратился в адрес ООО «ТК Экотранс» с просьбой о направлении в его адрес проекта договора на вывоз отходов и иной информации о предоставлении данного вида услуг со стороны специализированного предприятия. Одновременно он указал на поступление в его адрес счетов - квитанций за оказанные услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и сослался на то, что не состоит в договорных отношениях с ООО «ТК«Экотранс» и данной услугой не пользовался. В материалах антимонопольного дела имеется счет-квитанция «Оплата за вывоз и утилизацию ТБО за Октябрь 2013 год» с долгом на 01.10.2013 в размере 971, 82 рубля.

Общество письмом от 12.11.2013 № 509-С разъяснило Шиповскому Б.М., что в местных СМИ опубликован публичный договор на вывоз и захоронение отходов с жителей частного сектора, который считается действительным без соблюдения формальностей (подписей сторон), был также разъяснён порядок заключения договора в индивидуальном порядке. Сообщена иная информация о предоставляемой ООО «ТК«Экотранс» услуге по вывозу ТБО.

06.12.2013 ООО «ТК«Экотранс» в адрес Шиповского Б.М. был направлен договор на вывоз и захоронение ТБО, который в подписанном виде последним в адрес Общества возращён не был.

Однако, в процессе осуществления хозяйственной деятельности, связанной с вывозом (транспортировкой) мусора на расчётный счет ООО «ТК«Экотранс» от Шиповского Б.М. поступали денежные средства, воспринятые организацией как конклюдентные действия.

По имеющимся материалам дела Комиссия УФАС по Белгородской области решением от 14.05.2014 признала ООО «ТК «Экотранс»  нарушившим  ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов Шиповского Б.М.; в части действий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции на рынке и умалением волеизъявления контрагентов при осуществлении  своей хозяйственной деятельности; рассмотрение дела  прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «ТК «Экотранс»  выдано предписание № 83,  в соответствии с которым последнему указано на недопустимость действий (бездействий), которые привели к нарушению антимонопольного законодательства.

Полагая указанные решение и предписание незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из недоказанности Белгородским УФАС вменяемого нарушения Обществом требований антимонопольного законодательства, в связи с чем, пришел к выводу о недействительности оспариваемых решения и предписания.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, приходит  к следующим  выводам.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-Ф от 26.07.2006 (далее - Закон "О защите конкуренции") сферой применения данного закона являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют, в том числе, российские юридические лица.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» является установление антимонопольным органом обстоятельств, свидетельствующих о действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 1 указанной статьи доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного  толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А35-7895/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также