Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А35-1199/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

1 декабря  2014 года                                                          Дело №      А35-1199/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября  2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря  2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                           Донцова П.В., 

                                                                                     Семенюта Е.А.,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.В.,  

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Строй»: Коротких О.А., представителя по доверенности от 18.03.2014;

от Земельного комитета города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела:

от Администрации г. Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела:

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу Земельного комитета города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 19.09.2014 по делу № А35-1199/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Строй» (ОГРН 1084632002542) к Земельному комитету города Курска (ОГРН 1084632006876), третье лицо администрация города Курска, о признании недействительным решения,

 

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Строй» (далее – заявитель, Общество, ООО «Бизнес Строй») обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Земельному комитету г. Курска (далее также - Комитет) о признании решения Земельного комитета по городу Курску об отказе в предоставлении в аренду земельных участков площадью 66 375 кв.м. с кадастровым номером №46:29:103035:153 и площадью 55 625 кв.м. с кадастровым номером №46:29:103035:154. расположенных по ул.3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, оформленное письмом от 13.11.2013г. №4734/07.2.01-16, недействительным; об обязании Земельного комитета по городу Курску принять решение о предоставлении в аренду земельных участков: с кадастровым номером №46:29:103035:153, площадью 66 375 кв. м. и с кадастровым номером №46:29:103035:154 площадью 55 625 кв. м., расположенных по ул.3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска.

Решением суда от 19.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Земельного комитета по городу Курску об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 №4734/07.2.01-16 признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Земельный комитет города Курска обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что запрашиваемые земельные участки располагаются в водоохраной зоне реки Тускарь.  На данной территории действуют ограничения, предусмотренные п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ  и п.п. 12.5-12.6 решения Курского городского собрания от 23.10.2007 № 338-3. Решением Комитета  от 02.11.2010 и договором аренды  земельных участков от 15.11.2010 спорные земельные участки предоставлялись  Обществу для строительства парникового хозяйства.  Вместе с тем, с 15.11.2010 заявителем не велись какие-либо работы по освоению земельного участка и строительству парникового хозяйства. В материалах дела отсутствуют доказательства, каким образом действия  Комитета повлекли нарушение прав и свобод в экономической и предпринимательской деятельности.  Кроме того, как следует из письма Комитета  экологической безопасности и природопользования г. Курска от 12.11.2013  данные земельные участки находятся в зоне периодического затопления паводковыми водами, данный факт неблагоприятно сказывается на развитие  парникового хозяйства и будет носить значительный урон экономическому состоянию заявителя.

В судебное заседание Земельный комитет города Курска и Администрация г. Курска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, 11.02.2013 ООО «Бизнес Строй» обратилось в Земельный комитет города Курска с заявлением о перезаключении договоров аренды земельного участка с кадастровым номером №46:29:103035:71 (в дальнейшем присвоен кадастровый номер №46:29:103035:153), площадью 66 375 кв.м. и земельного участка №46:29:103035:72 (в дальнейшем присвоен кадастровый номер 46:29:103035:154), площадью 55 625 кв.м. находящихся по адресу: г. Курск, ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная.

В связи с неполучением ответа ООО «Бизнес Строй» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия Земельного комитета г. Курска, выразившегося в непредставлении результата предоставления муниципальной услуги по заявлению от 11.02.2013 за вх. №07.2.01-15/195.

Решением Арбитражного суда Курской области от 18.10.2013 по делу №А35-4872/2012 бездействие Земельного комитета г. Курска признано незаконным, суд решил обязать Земельный комитет г. Курска предоставить ООО «Бизнес Строй» результат предоставления муниципальной услуги по заявлению от 11.02.2013 в виде договоров аренды на земельные участки №46:29:103035:153, площадью 66 375 кв.м. и №46:29:103035:154, площадью 55 625 кв.м. расположенные по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, либо в виде отказа в их предоставлении.

Рассмотрев заявление от 11.02.2013 Земельным комитетом г. Курска было принято решение об отказе ООО «Бизнес Строй» в предоставление в аренду земельных участков, о чем ООО «Бизнес Строй» был уведомлен письмом от 13.11.2013 за исх. №4734/07.2.01-16.

Считая решение Земельного комитета г. Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 №4734/07.2.01-16, незаконным, Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Строй» обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим  заявлением.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны и зоны подтопления. Доказательств того, что земельные участки изъяты из оборота, заинтересованным лицом не представлено. Указанные в оспариваемом решении основания отказа в предоставлении в аренду спорных земельных участков не могут служить поводом для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.

Апелляционная коллегия считает выводы суда области верными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствиями с нормами ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.п. 1.1, 3.5 Положения о земельном комитете города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания №44-4-РС, п. 3.4 Административного регламента Земельного комитета города Курска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков для строительства», утвержденного постановлением Администрации города Курска от 04.07.2011 № 1799, на Земельный комитет города Курска возложены полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска.

Согласно ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Как видно из материалов дела, отказ Земельного комитета г. Курска в предоставлении в аренду двух земельных участков мотивирован тем, что запрашиваемые участки располагаются в водоохранной зоне реки Тускарь. На данной территории действуют ограничения, предусмотренные п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и п.п. 12.5-12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск».

 В порядке п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов, истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов, относятся в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда.

Вместе с тем, из буквального толкования п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, расположенные в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не относятся к изъятым из оборота землям, которые не могут предоставляться в пользование.

В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр.

Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела,  в кадастровых паспортах № 46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок №46:29:103035:153, № 46/12-1-16955 от 28.02.2012 на земельный участок №46:29:103035:154 отсутствует информация о том, что указанные земельные участки входят в водоохранную зону, либо имеются какие-либо ограничения в использовании указанных земельных участков.

Доказательства включения земельных участков в водоохранную зону заинтересованным лицом ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции,  ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.

Следовательно, выводы  комитета, изложенные в отказе, не подтверждаются необходимыми доказательствами.

Согласно выписки государственного кадастра недвижимости №46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок №46:29:103035:153 и выписки №46/12-1-16955 от 28.02.20.12 на земельный участок №46:29:103035:154, последние не содержат информации о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте, либо имеются иные, предусмотренные п.4 ст.27 ЗК РФ обстоятельства, исключающие возможность предоставления Земельного участка в аренду.

Доказательств того, что земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте  заинтересованным лицом не представлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.

В своем отказе Комитет ссылается на положения п.п. 12.5-12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск».

Согласно п. 12.5 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в водоохранных зонах водных объектов.

В соответствии с п. 12.5.1. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС  на территории водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу n А14-2239/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также