Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А64-2518/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2014 года                                                  Дело № А64-2518/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.11.2014.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Семенюта Е.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Управления лесами Тамбовской области (ОГРН 1076829001281, ИНН 6829029595, г. Тамбов, пл. Кронштадтская, 7А):

от общества с ограниченной ответственностью «Лесное» (ОГРН 1066820017032, ИНН 6820024070, Тамбовская обл., тамбовский р-н, Ж-Д Ст. Рада, 200):

Воробьев А.Н., представитель по доверенности №07 от 09.07.2014; Лапина В.И., представитель по доверенности №5 от 24.06.2014;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2014 по делу № А64-2518/2014 (судья Плахотников М.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесное» (ОГРН 1066820017032, ИНН 6820024070) к Управлению лесами Тамбовской области (ОГРН 1076829001281, ИНН 6829029595) о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2014г. №77,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесное» (далее - ООО «Лесное», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления к Управлению лесами Тамбовской области (далее – Управление, административный орган) от 10.04.2014 №77.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд области пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдения административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что нарушение, допущенное ООО «Лесное», фактически было выявлено до времени извещения посредством телефонного звонка его законного представителя И.А. Айрияна (т.е. до 09 час. 46 мин. 28.03.2014), Общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и его законному представителю была предоставлена возможность ознакомления с протоколом, предусмотренная частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Через канцелярию суда апелляционной инстанции от Управления поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое суд приобщи к материалам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Управления поддержали доводы апелляционной инстанции с учетом дополнения к ней, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просили его отменить полностью.

Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Управления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

ООО «Лесное» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2006г. за основным государственным регистрационным номером 1066820017032.

В ходе патрулирования лесного фонда должностными лицами Управления лесами Тамбовской области 28.03.2014 в 10 часов 05 минут было установлено, что ООО «Лесное» совершило нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах» (в период пожароопасного сезона арендованный участок площадью 0,15 га. засорен бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором - разбросаны порубочные остатки, диван, автомобильная шина, холодильник и другое) в квартале 99 выдел 11 лесного фонда Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.

Указанными действиями ООО «Лесное» нарушило пункт 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417, статью 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г №200-ФЗ.

Государственным инспектором по охране леса Пригородного участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» Уткиной Е.И. 28.03.2014 в отношении ООО «Лесное» был составлен протокол №12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д. 28-29).

Заместителем начальника Управления лесами Тамбовской области Пышкиным А.Ф. 10.04.2014 в присутствии законного представителя Общества – генерального директора Айрияна И.А., было вынесено постановление о назначении административного наказания №77, которым ООО «Лесное» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 26).

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Лесное» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным требованием.

Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела события и состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, суд области исходил из наличия существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по административному делу.

Апелляционный суд находит данные выводы суда обоснованными и соответствующими материалам дела исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.

Согласно статье 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Постановлением администрации Тамбовской области от 21.03.2014г. №314 «О начале пожароопасного сезона» в лесах на территории области с 25 марта 2014 года установлен пожароопасный сезон.

В связи с началом пожароопасного сезона в лесах особенно актуальным является соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку несоблюдение данных требований может привести к серьёзным последствиям для окружающей среды, в частности к лесному пожару.

Из материалов дела следует, что в ходе патрулирования лесного фонда должностными лицами Управления лесами Тамбовской области 28.03.2014 в 10 часов 05 минут было установлено, что ООО «Лесное» совершило нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах» (в период пожароопасного сезона арендованный участок площадью 0,15 га засорен бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором - разбросаны порубочные остатки, диван, автомобильная шина, холодильник и другое) в квартале 99 выдел 11 лесного фонда Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.

Указанными действиями ООО «Лесное» нарушило пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, возникла угроза причинения вреда объектам растительного мира, окружающей среде, а также угроза наступления чрезвычайной ситуации природного характера (лесного пожара в период действующего в лесах области пожароопасного сезона).

Доказательства того, что у Общества отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Вина Общества состоит в том, что оно не приняло всех необходимых мер для исполнения законно установленной обязанности соблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, суд области пришел к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Лесное» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, арбитражный суд области обоснованно  указал на  наличие существенных нарушений  при производстве по делу об административном правонарушении, выразившихся в отсутствии надлежащего извещения ООО «Лесное» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №12 от 28.03.2014, что является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А08-4109/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также