Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А48-1561/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              07 ноября 2014 года

Дело №  А48-1561/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  29.10.2014

Постановление в полном объеме изготовлено    07.11.2014

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.

Протасова А.И.

Миронцевой Н.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бауман Л.В., Сывороткиной Е.Е.

при участии:

от Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области»:

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области:

Шмелева Е.Г., представитель по доверенности б/н от 21.10.2014; Андриянцев А.П., представитель по доверенности б/н от 21.10.2014; Павликов А.П., приказ №40-лс от 18.03.2013;

Антонова Н.А., представитель по доверенности 54-01-20-01 от 20.10.2014; Изюмова Н.И., представитель по доверенности 54-01-20-01 от 10.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.08.2014 по делу №А48-1561/2014 (судья Соколова В.Г.), по заявлению Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области», (ОГРН 1026403345385) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области (ОГРН 1045751002142) о признании недействительным предписания от 24.03.2014 №54-01-19-02/334,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» (далее также – заявитель, учреждение, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Территориальному управлению финансово-бюджетного надзора в Орловской области (далее также – ТУ Росфиннадзора в Орловской области, административный орган) о признании недействительным предписания от 24.03.2014 №54-01-19-02/334.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Считая указанный судебный акт незаконным и необоснованным, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт в связи со следующим:

- суд не применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал закон.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просили суд отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.

Представители ТУ Росфиннадзора в Орловской области с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили суд обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 22.10.2014 по 29.10.2014.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

На основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 09.01.2014 №4, начальником отдела финансового контроля в отраслях экономики и государственных активов Изюмовой Н.И. проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 25.02.2014.

В ходе ревизии установлено, что в 2011-2012 годах учреждение приобретало своим сотрудникам месячные проездные билеты на общественный транспорт г. Орла (трамвай, троллейбус, автобус) для осуществления служебных разъездов.

Приобретение проездных билетов осуществлялось за наличный расчет через подотчетных лиц. При этом месячные проездные билеты на общественный транспорт г. Орла в 2011-2012 годах выдавались сотрудникам учреждения без составления раздаточных ведомостей. В учреждении отсутствовали локальные акты, определяющие круг лиц, для которых приобретаются проездные билеты, порядок, размер и сроки возмещения расходов по каждой должности, порядок представления авансовых отчетов, виды транспорта, на которые приобретаются проездные билеты. Приобретение месячных проездных билетов на общественный транспорт г. Орла нормативно-правовыми документами ФСИН России в 2011-2012 не было предусмотрено. Приказы по учреждению на каждый финансовый год 2011-2012 с установлением лиц, которым выдавались месячные проездные билеты на общественный транспорт г. Орла, отсутствовали. В 2013 году приобретение проездных билетов сотрудникам учреждения не осуществлялось.

Проверяющие посчитали, что сотрудникам учреждения производилась оплата проездных билетов без правовых оснований, что является неправомерным расходом бюджетных средств на сумму 24800 руб., в том числе: за 2011 год - 19600 руб.; за 2012 год - 5200 руб.

ТУ Росфиннадзора в Орловской области 24.03.2014 выдало предписание № 54-01-19-02/334 ФКУ ЖКУ УФСИН России по Орловской области, которым предписало учреждению устранить выявленное нарушение путём возврата в федеральный бюджет денежных средств в размере 24800 руб., израсходованных на оплату месячных проездных билетов на общественный транспорт г. Орла для осуществления служебных разъездов, без правовых оснований, в течение 30 дней с момента получения предписания.

Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что данным предписанием нарушаются права и законные интересы учреждения, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявления ФКУ ЖКУ УФСИН России по Орловской области, указав, что приобретение месячных проездных билетов на общественный транспорт г. Орла нормативно-правовыми документами ФСИН России в 2011-2012 не было предусмотрено.

Суд первой инстанции исходил из того, что Учреждение осуществляло расходование бюджетных средств на приобретение проездных билетов на общественный транспорт для своих сотрудников без правовых оснований, что явилось неправомерным расходом бюджетных средств на сумму 24800 руб., в том числе: за 2011 – 19600 руб., за 2012 – 5200 руб., на что правомерно указано в оспариваемом предписании.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому  акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Пунктом 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, порядок проведения административным органом проверки финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ЖКУ УФСИН России по Орловской области, указанным Законом не регулируется.

Полномочия административного органа - управления определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, Регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

В подпункте «а» пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, указано, что служба при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.

Права Управления на проведение ревизии определены в Положении о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, в соответствии с которым Управление осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (пп. 1, 5), в этих целях проводит проверки (п. 5.14.1). По результатам проверок имеет право направлять в организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.7).

В соответствии с п. 2 Административного регламента Росфиннадзора полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений - ревизий и обследований.

Как усматривается из материалов дела, основанием ревизии является приказ от 09.01.2014 №4 «О назначении выездной ревизии (проверки)» (л.д. 55-56, т. 1)  в период с 13.01.2014 по 20.02.2014. Согласно п. 2.9 приказа ревизии подлежали другие вопросы в соответствии с утверждённой программой.

Таким образом, учитывая приведенные правовые положения, должностные лица ТУ Росфиннадзора в Орловской области действовали в пределах предоставленных им законом полномочий.

Разделом 11 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 25.02.2014 установлено, что в 2011-2012 годах Учреждение приобретало своим сотрудникам месячные проездные билеты на общественный транспорт г. Орла (трамвай, троллейбус, автобус) для осуществления служебных разъездов.

Учреждением данные обстоятельства не оспариваются.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу использования денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей для финансирования конкретных целей. Любые действия, приводящие к несоблюдению адресности либо направлению средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ (ст. 289 БК РФ).

Как следует из оспариваемого предписания, административный орган вменяет Учреждению нарушение Приказа Минюста РФ от 05.09.2006 №282 «Об утверждении инструкции о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных со службы, членов их семей, а также их личного имущества».

Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом, поскольку указанный Приказ, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 №716 «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества», во исполнение которого утвержден Приказ №282, утратили законную силу и не действовали в спорном периоде.

Между тем, указанное обстоятельство не влияет на законность оспариваемого предписания, поскольку других правовых оснований расходования бюджетных средств на приобретение проездных билетов на общественный транспорт для осуществления служебных разъездов у Учреждения

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А14-4619/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также