Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А35-3524/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

29 октября 2014 года

г. Воронеж

Дело № А35-3524/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года

         Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

 

председательствующего судьи                                      Владимировой Г.В.,

судей                                                                                 Андреещевой Н.Л.,

                                                                                           Маховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,

при участии:

от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью «Беловское Агрообъединение»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Беловское Агрообъединение» на решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 по делу № А35-3524/2014 (судья Побережная Н.В.) по иску Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) к обществу с ограниченной ответственностью «Беловское Агрообъединение» (ОГРН 1064623009384, ИНН 4601004857) о взыскании суммы субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Беловское Агрообъединение» (далее – ответчик, ООО «Беловское Агрообъединение») о взыскании суммы субсидии в размере 605 180 руб., из них 577 033 руб. в доход федерального бюджета и 28 147 руб. в доход областного бюджета.

Решением Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 по делу № А35-3524/2014 заявленные исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Беловское Агрообъединение» подало в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители Комитета агропромышленного комплекса Курской области и ООО «Беловское Агрообъединение» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

На основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения по следующим основаниям.

Установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1370 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2013 № 439) были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (далее Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей:

- на 1 литр (килограмм) молока высшего сорта;

- на 1 литр (килограмм) молока первого сорта (в течение 2013 - 2014 годов).

Пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлены условия предоставления субсидии, которые предусматривают, в том числе наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего:

- порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с критериями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, а также показателями идентификации молока, определяемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- перечень документов, необходимых для получения указанных средств, формы и порядок составления которых определяются указанным Министерством, и сроки их рассмотрения, не превышающие 15 рабочих дней.

Средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из следующих критериев:

а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года;

б) обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году начиная с 2014 года;

в) обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:

- в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;

- в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;

- в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;

- в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов (пункт 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).

Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 № 121-па утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (далее Правила предоставления из областного бюджета субсидий).

В пункте 2 Правил предоставления из областного бюджета субсидий указано, что предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по целевой статье «Субсидии на 1 литр реализованного товарного молока» соответствующего раздела, подраздела бюджетной классификации расходов бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных в рамках областной целевой программы «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013 - 2020 годы» на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Объем субсидий устанавливается исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уровня софинансирования расходов на соответствующий финансовый год.

Пунктом 3 Правил предоставления из областного бюджета субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, по ставкам, определяемым Комитетом агропромышленного комплекса Курской области на возмещение части затрат, по следующим направлениям:

- на 1 литр (килограмм) молока высшего сорта;

- на 1 литр (килограмм) молока первого сорта (в течение 2013 - 2014 годов).

Как следует из пункта 4 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, субсидии по направлениям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, предоставляются при соответствии сельскохозяйственного товаропроизводителя следующим критериям:

а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года;

б) обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году начиная с 2014 года;

в) обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:

- в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;

- в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;

- в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;

- в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов.

Исходя из пункта 15 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, контроль (в том числе обязательная проверка) за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области, а также органами государственного финансового контроля в соответствии с их полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.

При установлении комитетом агропромышленного комплекса Курской области и органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, Комитет агропромышленного комплекса Курской области направляет получателю субсидии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня установления нарушений, требование о необходимости возврата субсидии на его лицевой счет в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования.

В случае неперечисления субсидии она подлежит взысканию в порядке, установленном действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что на основании заявлений ООО «Беловское Агрообъединение» о предоставлении субсидий за счет средств областного и федерального бюджета на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока от 19.06.2013 в соответствии с постановлением Администрации курской области от 11.03.2013 № 121-па ООО «Беловское Агрообъединение» была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 577 033 руб. и в размере 28 147 руб. из бюджета Курской области.  

Денежные средства перечислены на счет ответчика платежными поручениями от 27.06.2013 № 186, от 27.06.2013 № 142, от 16.07.2013 № 682, от 17.07.2013 № 330.

В связи с недостижением ООО «Беловское Агрообъединение» значений целевых показателей при обеспечении выхода телят в расчете на 100 коров по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году, Комитет агропромышленного комплекса Курской области 03.02.2014 направил в адрес данного общества требование исх. № 09.1-04/313 о возврате средств, полученных в виде субсидии на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока, по причине невыполнения целевого показателя.

Требование обществом получено 08.02.2014.

Ссылаясь на то, что ответчик в добровольном порядке не возвратил полученные субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия считает данные выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При этом суд исходил из следующего.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.

Из отчета о производстве, себестоимости за 2012 год (форма 24), представленного ООО «Беловское Агрообъединение» усматривается, что на начало 2012 года у общества имелось 300 коров (без учета коров на откорме и нагуле) (строка № 55 отчета).

За отчетный 2012 год всего растелилось коров и телок 324 (строка № 57 отчета), из них растелилось телок – 74 (строка № 58 отчета), родилось 258 телят от коров (строка № 60).

Также, в материалы дела представлен отчет формы 24-сх «Сведения о состоянии животноводства в 2013 г.» в отношении ООО «Беловское Агрообъединение».

Отчет о состоянии животноводства в ООО «Беловское Агрообъединение» за 2013 год содержит следующие сведения: количество коров на начало 2013 года - 300 (строка № 55 отчета), растелилось коров и телок в 2013 году – 318 (строка № 57 отчета), в том числе растелилось телок – 82 (строка № 58 отчета), родилось телят от коров в 2013 году – 236 (строка № 60 отчета).

Согласно письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.06.2014 № 24/626 «Пояснения по субсидированию сельхозтоваропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» выход телят в расчете на 100 коров следует определять путем деления поступления приплода живых телят от молочных коров в год, предшествующий текущему году, на поголовье молочных коров на начало года, предшествующего текущему году.

По расчету, произведенному на основании указанных разъяснений, у ООО «Беловское Агрообъединение», выход телят на 100 коров в 2012 году составил 86 из расчета: 258 (количество телят, родившихся от коров в

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А14-4457/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также