Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А48-1211/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 октября 2014 года                                                 Дело №А48-1211/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено  22 октября 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Семенюта Е.А.,    

                                                                                     Донцова П.В.,      

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,       

при участии:

от ЗАО «ЭкоСити»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Администрации города Орла: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ЗАО «ОПЭК»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.08.2014 по делу №А48-1211/2014 (судья Зенова С.В.) по заявлению Закрытого акционерного общества «ЭкоСити» (ОГРН 1075753003370, ИНН 5753044091) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предотвращения дальнейших действий, связанных с захоронение ЗАО «ОПЭК» промышленных и твердых бытовых отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 57:25:0021604:0015,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «ЭкоСити» (далее по тексту – заявитель, Общество, ЗАО «ЭкоСити»)  обратилось в Арбитражный суд Орловской области  с заявлением  о признан и незаконным бездействия Управления Росреестра по Орловской области, выразившегося в уклонении от предотвращения дальнейших действий, связанных с захоронением ЗАО «ОПЭК» промышленных и твердых бытовых отходов на территории земельного участка кадастровый номер: 57:25:0021604:0015; обязании Управление Росреестра по Орловской области совершить действия, направленные на предотвращение незаконного использования ЗАО «ОПЭК» земельного участка, кадастровый номер 57:25:0021604:0015, с нарушением требований законодательства и его целевого назначения, принадлежности к установленной категории земель, вида разрешенного использования, в том числе: организовать выездную проверку, выдать предписание ЗАО «ОПЭК» об устранении нарушений земельного и экологического законодательства, с указанием сроков их устранения; разъяснить ЗАО «ОПЭК» последствия повторного нарушения земельного и экологического законодательства; привлечь к ответственности, предусмотренной действующим законодательством (с учетом уточнения).

Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745), ЗАО «Объединенная промышленно-экологическая компания» (ОГРН 1025700829164, ИНН 5753028212, 302009).

Решением суда от 13.08.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области обратилось  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что поступившее обращение не содержало оснований для проведения внеплановой проверки в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ, Административным регламентом. Следовательно, данное письмо подлежало рассмотрению в порядке, установленном  Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. После поступления обращения Управлением были предприняты все необходимые меры, направленные на его ответ, в том числе было проведено обследование земельных участков, в результате чего был составлен акт обследования земельных участков.  В ходе обследования не были обнаружены данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения.  Следовательно, обращение было всесторонне рассмотрено. Привлечение ЗАО «ОПЭК» к административной ответственности не представляется возможным, так как отсутствует  состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

В отзыве на жалобу Закрытое акционерное общество «ЭкоСити» указывает, что  факт наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан объектам окружающей среды и среды обитания установлен  вступившим в законную силу судебным актом, о чем  было известно Управлению.  Следовательно, основания, предусмотренные п. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ  имелись. Из  содержания обращения следовала просьба осуществить мероприятия государственного земельного контроля (надзора), на проведенре которых управление уполномочено.  Спорный земельный участок не предназначен для  эксплуатации полигона, а как следствия, размещения на нем отходов.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Постановлением Администрации города Орла от 23.12.2003 №4150, земельный участок №57:25:0021604:0015 площадью 188729,30 кв.м. предоставлен ЗАО «ОПЭК» в долгосрочную аренду сроком на четырнадцать лет, в том числе: один год – на проектирование, два года – на строительство, оставшийся срок – для эксплуатации объектов инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов (том 1 лист дела 42).

В соответствии с договором аренды земли от 23.01.2004 №5557, заключенным между Администрацией города Орла и ЗАО «ОПЭК», земельный участок с кадастровым номером 57:25:002 16 04:0015 был передан в аренду для проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов.

Письмом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 16.10.2007 № 2602/з ЗАО «ОПЭК» согласована передача в субаренду земельных участков, предоставленных по договорам от 06.01.2004 № 5533 с кадастровым номером 57:25:0021604:0013 и от 23.01.2004 №5557 с кадастровым номером 57:25:0021604:0015, расположенных по адресу: г Орел, ул.Итальянская, д.33, в пределах сроков договоров аренды (т.2, л.д. 6).

24.12.2007 между ЗАО «ОПЭК» и ЗАО «ЭкоСити» был  заключен договор субаренды земельного участка, по условиям которого арендатор (ЗАО «ОПЭК») сдает с разрешения арендодателя, а субарендатор (ЗАО «ЭкоСити») принимает в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 57:25:002 16 04:0015, площадью 188729,30 кв.м., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, д. 33 (пункты 1.1 – 1.5 договора субаренды).

В соответствии с п. 1.7. договора субаренды участок предоставляется для проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов. Приведенное описание целей использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем «Разрешенное использование».

Договор субаренды земельного участка от 24.12.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке 22.02.2008, о чем свидетельствует отметка Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области на договоре субаренды.

17.01.2014 ЗАО «ЭкоСити» обратилось в Управление Росреестра по Орловской области с обращением, в котором просило провести проверку в отношении ЗАО «ОПЭК» на предмет соблюдения требований земельного законодательства и принять соответствующие меры реагирования в целях использования земельного участка в соответствии с установленной категорией земель и видом разрешенного использования (том 1 лист дела 29).

В своем обращении  Общество  указало, что в нарушение положений договора от 24.12.2007 ЗАО «ОПЭК» осуществляет складирование на указанном  земельном участке промышленных  и твердых бытовых отходов и чинит препятствия ЗАО «ЭкоСити» в использовании земельного участка в целях проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов.

Письмом от 21.03.2014, заявителю был дан ответ, что в результате рассмотрения обращения, после получения ответов на запросы, установлено, что в действиях ЗАО «ОПЭК» по использованию земельного участка с кадастровым номером 57:25:0021604:0015, расположенного по адресу: г.Орел, ул.Итальянская, д.33, отсутствуют признаки административного правонарушения, что исключает возможность применения к ЗАО «ОПЭК» мер административного воздействия. Управление Росреестра по Орловской области сослалось на то, что особым условием договора субаренды между заявителем и ЗАО «ОПЭК» являлось право ЗАО «ОПЭК» на продолжение работ на данном земельном участке, связанных с эксплуатацией полигона на период проектирования и строительства комплекса объектов инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов (том 1 лист дела 30-33).

Считая бездействия Управления, выразившееся в уклонении от предотвращения дальнейших действий, связанных с захоронением ЗАО «ОПЭК» промышленных и твердых бытовых отходов на территории земельного участка кадастровый номер: 57:25:0021604:0015, незаконным, Закрытое акционерное общество «ЭкоСити» обратилось в Арбитражный суд Орловской области  с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО «ОПЭК» осуществляет размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0021604:0015, нарушая требования законодательства в части видов разрешенного использования земельного участка. Доказательств тому, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен, в материалах дела не имеется.

Апелляционная коллегия считает выводы суда области верными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Из содержания правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N12651/11 от 15.12.2011, следует, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходится со сведениями, внесенными в кадастр.

Впоследствии данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012  N12919/11 по делу NА27-12204/2010 и была использована Президиумом ВАС РФ при разрешении вопроса о возможности изменения ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка в случае, когда фактическое использование земельного участка осталось неизменным.

В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N13016/11, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу пункта 9 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 N38/616-ГС (далее - Правила), порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяется градостроительным законодательством и в соответствии с ним - Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Орла.

Для зоны С-2 в таблице 53.2 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» в качестве основных и условно разрешенных видов использования указаны «Полигоны отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов, мусороперерабатывающие комплексы)».

В соответствии с кадастровым планом земельного участка с кадастровым номером 57:25:002 16 04:0015, разрешенное использование /назначение/ земельного участка: для проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры и переработки твердых бытовых отходов.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается тот факт, что ЗАО «ОПЭК» осуществляет размещение отходов производства и потребления посредством их захоронения на земельных участках, расположенных по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, д. 33, в том числе с кадастровым номером 57:25:0021604:0015.

В соответствии с п. 10.4.1. Постановления Правительства Орловской области от 01.08.2011 № 250 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области», полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями.

Решением Советского районного суда г.Орла от 26.12.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Орловского областного суда по делу №33-461 от 25.02.2014 было установлено, что 20.05.2003 был заключен договор №35/2003, по которому ЗАО «ОПЭК» приняло обязательства по  приему утилизации отходов, санации, рекультивации полигона, созданию необходимых объектов инфраструктуры, ведению мониторинга и полигона и его  воздействия на окружающую среду.

В последующем между администрацией г.Орла и ЗАО «ОПЭК» заключен новый договор аренды полигона ТБО и ПО г.Орла,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А64-1678/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также