Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по делу n А14-4520/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

                                                                        

«29» февраля 2008г.                                                 Дело №А14-4520/2007/42/3                                                                                         

г. Воронеж              

    

          Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.

          Постановление в полном объеме изготовлено  29 февраля 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                                             Колянчиковой Л.А.,

судей:                                                                                       Алферовой Е.Е.,

                                                                                                  Суховой И.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,

при участии:

от МУ «РайДез ЖКХ Ленинского района» – Шипилова Н.Л., юрисконсульт, доверенность №4/14 от 10.01.2008г.;

от Министерства финансов в лице УФК по Воронежской области – Ситникова Н.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность №36-01/46973 от 26.12.2007г.;

от ГФУ Воронежской области – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от МУП «МИВЦ» – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от ГУ Главное управление социального развития Воронежской области – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области в лице филиала по Ленинскому району г.Воронежской области в лице филиала по Ленинскому району г.Воронежа – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2007г. делу №А14-4520/2007/42/3 (судья Семенов Г.В.) по иску МУ «РайДез ЖКХ Ленинского района», г.Воронеж, к ГФУ по Воронежской области о взыскании 12 500 руб. 00 коп. в счет возмещения убытков, вызванных предоставлением льгот на оплату жилья,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение «РайДез ЖКХ Ленинского района», г.Воронеж, (далее – МУ «РайДез ЖКХ Ленинского района», истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Главному финансовому управлению Воронежской области, г.Воронеж, о взыскании 12500 руб. 00 коп. в возмещение задолженности по убыткам, связанным с предоставлением льгот за оказанные услуги по содержанию жилья и текущему ремонту за 2004г. на основании ФЗ РФ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Закона РФ от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», ФЗ РФ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», ФЗ РФ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ РФ от 26.11.1998г. «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ РФ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне», ФЗ РФ от 18.10.1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Воронежской области от 08.02.1996г. «О правовой и социальной защите членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время», Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», Постановления администрации Воронежской области от 04.05.1995г. «О дополнительных мерах по социальной защите участников групп разминирования территории области в 1943-1945 годах».

Арбитражным судом к участию в деле привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов России, г.Москва (в качестве второго ответчика), Главное управление труда и социального развития Воронежской области (правопредшественник – ГУ Главное управление социального развития Воронежской области), г.Воронеж, и ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области» в лице филиала по Ленинскому району г.Воронежа (в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора).

В процессе рассмотрения спора истец уточнил требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки по льготам, подлежащие перечислению за отдельные категории населения в соответствии с ФЗ РФ от 12.01.1995г. «О ветеранах» в сумме 5970832,26 руб. за техническое обслуживание и содержание жилищного фонда, за период с апреля 2004г. по 31.12.2004г.

Ответчики иск не признали; также просили отказать в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2007г. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны в пользу истца взыскано 5970832 руб. 26 коп. В удовлетворении требований к Главному финансовому управлению Воронежской области отказано.

Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УФК по Воронежской области обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.

При этом заявитель жалобы ссылается на то, что исковые требования удовлетворены необоснованно, т.к. отсутствуют предусмотренные законом условия возмещения вреда. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что истец не подтвердил  доказательствами наличие убытков, поскольку им  не представлена первичная документация, свидетельствующая о  предоставлении соответствующей услуги конкретным гражданам. Также ответчик полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным  требованиям.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФК по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Представил пояснение к апелляционной жалобе.

Представитель МУ «РайДез ЖКХ Ленинского района»   с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судом по делу объявлялся перерыв с 21.02.2008г. до 28.02.2008г. После перерыва в судебное заседание явились те же представители сторон.

В связи с заменой судьи Федорова В.И. на судью Сухову И.Б. разбирательство по делу начато заново.

В судебном заседании 28.02.2008г. представители УФК по Воронежской области и МУ «РайДез Ленинского района» поддержали ранее изложенные позиции по делу.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст.268 АПК РФ).

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и пояснения к ней, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2007г. является законным и обоснованным, не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Как следует из материалов дела, за период с января по декабрь 2004г. истец предоставил жителям Ленинского района г.Воронежа услуги по текущему ремонту и содержанию находящегося на его обслуживании жилищного фонда, а также предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ льготы по оплате указанных жилищно-коммунальных услуг.

17.06.2002г. истцом и МУП МИВЦ был заключен договор №187/2002 на ведение автоматизированного учета расчетов с квартиросъемщиками спорных жилых домов.

09.03.2003г., 27.02.2004г. МУП МИВЦ и ГУ труда и социального развития администрации Воронежской области были заключены договоры о возмещении расходов №250 и №251/9, предметом которых явилось возмещение расходов организациям ЖКХ в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».

Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением соответствующих льгот истцом,  у него образовались убытки в размере 5 970 832 руб. 26 коп., которые ему не возмещены, МУ «РайДез ЖКХ Ленинского района» обратился  в арбитражный суд с соответствующим иском.

Арбитражный апелляционный суд полагает, что судом области правомерно удовлетворены заявленные исковые требования. При этом суд исходит из следующего.

В силу ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину и юри­дическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных орга­нов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно ст.1071 Гражданского кодекса РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 статьи 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. 

По  пп.«а», «б» части 2 п.1 статьи 10 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на льготную оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда.

В силу части 2 статьи 10 указанного закона порядок возмещения расходов, указанных в данной статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с п.1 статьи 10 данного закона расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным ФЗ РФ, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что расходы по обеспечению социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Постановлением Администрации Воронежской области от 12.03.2003г. №165 утвержден Порядок возмещения расходов организаций в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам при реализации Федеральных Законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» в Воронежской области. На Главное управление труда и социального развития возложены обязательства по возмещению расходов организаций при реализации льгот ветеранам в пределах, выделенных на эти цели ассигнований областного и федерального бюджетов.

Указанное Постановление предусматривало, что средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию  льгот, перечислялись Главным финансовым управлением Воронежской области по заявкам Главного управления труда и социального развития Воронежской области в пределах средств, предусмотренных на эти цели законами Воронежской области «Об областном бюджете» и Федеральными законами «О федеральном бюджете» на текущий и последующие годы.

Во исполнение указанных положений, Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области заключило договоры от 06.03.2003г. №250 и от 24.02.2004г. №251/9 с МУП МИВЦ на возмещение расходов в связи с предоставлением ветеранам услуг на льготных основаниях в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах», по условиям которого МУП МИВЦ ведет учет ветеранов, получающих льготы, предоставляет Управлению реестры ветеранов, распределяет выделенные средства поставщикам жилищно-коммунальных услуг, а Управление направляет в ГФУ бюджетные заявки на основании полученных от МУП МИВЦ платежных документов, подтверждающих понесенные расходы, производит возмещение понесенных расходов в пределах средств, полученных от ГФУ.

Факт оказания истцом услуг жителям Ленинского района г.Воронежа по текущему ремонту и содержанию жилищного фонда за период с января по декабрь 2004г. был подтвержден  представленными в материалы дела и исследованными судом договорами, актами сверок с подрядчиками, ведомостями МУП МИВЦ, оборотными сальдовыми ведомостями истца. Кроме того, факт оказания услуг при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции ответчиками оспорен не был.

Как подтверждено представленными в материалы дела документами, истец предоставил льготы по текущему ремонту и содержанию жилищного фонда в размере 7 904 874 руб. 66 коп., из которых ему возмещено 1 934 042 руб. 40 коп. (за период январь-апрель (частично) 2004г.). Сумма задолженности составила 5 970 832 руб. 26 коп.

Указанная сумма задолженности подтверждена также сведениями МУП МИВЦ за 2004г. о выпадающих (недополученных) доходах истца по оказанным услугам в виде содержания и ремонта жилого фонда, актом сверки между МУП МИВЦ и Главным управлением труда и социального развития Администрации Воронежской области на 01.01.2007г. по ФЗ РФ «О ветеранах» за 2004г. по жилищно-коммунальным услугам.

Удовлетворяя требования истца к Российской Федерации о возмещении вышеуказанной суммы задолженности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в спорный период при осуществлении своей деятельности, во исполнение Федерального закона "О ветеранах", предоставлял льготы ветеранам по оплате соответствующих услуг и понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов от предоставления льгот по оплате услуг ветеранам вытекает из прямого указания федерального закона.                      

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №23 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо исходить из того, что

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по делу n А48-3358/07-1. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также