Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А64-1224/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«08» октября 2014 года                                                       Дело № А64-1224/2014

город Воронеж                                                                                               

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                        Мокроусовой Л.М.,

судей                                                                                   Ушаковой И.В.,

                                                                                             Суховой И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Тамбовстройсервис»: Пивоваровой Н.Н., представителя по доверенности б/н от 24.03.2014,

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,

от Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ – город Тамбов в лице администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 по делу № А64-1224/2014 (судья Тишин А.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью «Тамбовстройсервис» к Администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова,

 

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Тамбовстройсервис» (ООО «Тамбовстройсервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра», ответчик) в лице филиала по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова (третьи лица).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, Администрация города Тамбова, Управление Росреестра по Тамбовской области не явились.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

В судебном заседании представитель ООО «Тамбовстройсервис» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ООО «Тамбовстройсервис» принадлежат на праве собственности земельные участки категория земель: земли вселенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенные по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д.29:

- с кадастровым номером 68:29:0303001:893, площадью 23 528 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ № 748673 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации                     №68-68- 01/226/2013-515;

- с кадастровым номером 68:29:0303001:894, площадью 1 410 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ № 748672 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации                       №68-68-01/226/2013-514;

- с кадастровым номером 68:29:0303001:895, площадью 300 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ № 748676 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации                          №68-68-01/226/2013-516;

- с кадастровым номером 68:29:0303001:891, площадью 1 581 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ № 748675 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации                       №68-68-01/226/2013-512;

- с кадастровым номером 68:29:0303001:892, площадью 2 093 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ № 748674 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации                                 №68-68-01/226/2013-513.

Согласно кадастровым паспортам указанных земельных участков кадастровая стоимость земельного участка:

- с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 107 683 656 руб. 24 коп.;

-с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 5 659 725 руб. 90 коп.;

-с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 1 373 049 руб.;

-с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 6 346 118 руб. 19 коп.,

-с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 9 579 305 руб. 19 коп.

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорных земельных участков истцом были получены отчеты №040204/1, №040204/2, №040204/3, №040204/4, №040204/5 от 14.01.2014, выполненные ЗАО «Юридическо-оценочная фирма «ПАРТНЕР», согласно которым, по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка:

- с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 11 552 300 руб.

- с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 620 400 руб.

- с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 118 500 руб.

- с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 624 500 руб.

- с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 826 800 руб.

Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области № 1276 от 11.11.2013 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998                   № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А14-13253/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также