Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А64-7847/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

4 сентября  2014 года                                                 Дело № А64-7847/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября  2014 года

Полный текст постановления изготовлен 4 сентября  2014 года

         Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                         Михайлова Т.Л.,

                                                                                                   Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем   Сывороткиной Е.Е.,

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Продовольственная Калмыцкая корпорация»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области: Станкевич Т.А., главного специалиста-эксперта правового отдела, доверенность № 02-24 от 29.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Продовольственная Калмыцкая корпорация» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014 по делу № А64-7847/2013 (судья Парфёнова Л.И.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Продовольственная Калмыцкая корпорация» (ОГРН 1020800760166, ИНН 0814062743) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 1583 от 26.09.2013,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Продовольственная Калмыцкая корпорация» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 1583 от 26.09.2013.

Решением Арбитражного суда Курской области от 11.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО «Продовольственная Калмыцкая корпорация» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.  

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Продовольственная Калмыцкая корпорация» указывает, что использование в целях налогообложения кадастровой стоимости  принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости должно осуществляться с 31.03.2009; в силу того, что кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной, установлена вступившими  в законную силу судебным актом по делу № А64-7847/2013 именно на указанную дату.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 производство по делу № А64-7847/2013 было приостановлено до принятия Президиумом ВАС РФ судебного акта по делу № А41-14050/2013.

Определением от 12.08.2014 производство по настоящему делу возобновлено.

В судебное заседание не явился представитель Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Общества.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

ОАО «Продовольственная Калмыцкая корпорация» 18.01.2013 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с указанием, в том числе, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:03:2001006:4 – 7 446 100 руб., сумма исчисленного налога по указанному земельному участку – 111 692 руб.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, итоги которой отражены в акте № 1360 от 06.08.2013.

Исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка по данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2012 Инспекцией произведен расчет подлежащего уплате Обществом земельного налога. В результате чего, сумма налога, подлежащего уплате за 2012 год, составила 309 230 руб., занижение суммы исчисленного Обществом в представленной декларации налога установлено в размере 197 538 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было принято решение № 1583 от 26.09.2013 «О привлечении к налоговой ответственности», в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 39 507,60 руб., также указанным решением Обществу начислен земельный налог в сумме 197 538 руб. и пени в сумме 17 631,64 руб.

Не согласившись с решением Инспекции № 1583 от 26.09.2013 ОАО «Продовольственная Калмыцкая корпорация» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Соглашаясь с выводом Арбитражного суда Тамбовской области об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации  объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу положений пункта 3 статьи 391,  пункта 2  статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу)  и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).

Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена  наличием у него на  правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения),  земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого  определена  кадастровая стоимость этого земельного участка.

При этом налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает  способы ее определения. 

Как следует из  пункта 2 статьи 390 НК РФ,  кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до 29.07.2010, подлежащей применению в рассматриваемом деле в силу  положений частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельный законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель,  за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Из Правил  проведения государственной кадастровой  оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила) следует, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет  и  основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 3, 4 Правил).

При этом под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.

В силу пункта 14 статьи  396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей  16 Федерального закона № 221-ФЗ (его пунктом 1) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 Закона.

Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона  от 29.07.1998 № 135-ФЗ  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) в  редакции Федерального закона № 167-ФЗ.

Таким образом, по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценке земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ, единый  федеральный государственный информационный ресурс.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа,  чем государственная кадастровая оценка, осуществляемая на основании перечисленных нормативно-правовых актов.

В частности,  пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, действующей с 29.07.2010,  предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 3 Федерального закона  от 29.07.1998 № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, в случае, если в  данные государственного кадастра недвижимости  внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. 

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае  основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего  судебного акта.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 № 1555-О также разъяснено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Соответственно, 

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А14-3558/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также