Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2014 по делу n А35-2212/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

25 августа 2014 года                                                           Дело № А 35-2212/2014

город Воронеж     

    Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года

    Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                     Скрынникова В.А.,

                                                                                         Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

при участии в судебном заседании проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску: Пигоревой Т.С. по доверенности от 9.01.2014,

от индивидуального предпринимателя Маштаковой Натальи Дмитриевны: Емельяновв Б.О., по доверенности от 31.10.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 06.06.2014 по делу № А35-2212/2014 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Маштаковой Натальи Дмитриевны (ОГРНИП 304463207500392, ИНН 462900492020) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Маштакова Наталья Дмитриевна  (далее – Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 24.12.2013 № 16-03/312 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в сумме 62 978 руб. (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Курской области от 06.06.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что принятые к вычету Предпринимателем суммы налога на добавленную стоимость должны быть восстановлены, так как оплачены за счет средств федерального бюджета. В обосновании апелляционной жалобы Инспекция ссылается на Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013

На этом основании налоговый орган полагает, что Предпринимателем неправомерно была заявлена к возмещению во 2 квартале 2013 года сумма налога на добавленную стоимость в размере 62 978 руб. по товарам, приобретенным за счет субсидий из федерального бюджета.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проведенное путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Предпринимателем была представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года. Согласно представленной декларации, общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога за указанный период составила 129 789 руб., сумма НДС, предъявленная к вычету, составила           1 472 291 руб., сумма НДС к возмещению – 1 342 502 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 05.11.2013 № 36731 по результатам рассмотрения которого Инспекцией принято оспариваемое решение от 24.12.2013 № 16-03/312 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым было отказано ИП Маштаковой Н.Д. в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 62 978 руб.

Основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость послужил вывод Инспекции, что в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ Предприниматель во 2 квартале 2013 года не восстановила НДС в размере 62 978 руб. исходя из налоговой ставки 18 % от суммы субсидии, полученной из федерального бюджета.

Решением Управления ФНС России по Курской области от 25.02.2014 № 61 жалоба Предпринимателя на решение Инспекции от 24.12.2013 № 216-03/3122 оставлена без удовлетворения, решение Инспекции – без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.

Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии первичных документов.

Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пункт 3 статьи 170 НК РФ дополнен подпунктом 6, в соответствии с которым суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Из анализа вышеназванной нормы следует, что у налогоплательщика не возникает обязанности по восстановлению НДС к уплате в бюджет при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с формулировкой «без учета НДС» либо если субсидия получена не из федерального бюджета.

Как установил суд первой инстанции, ИП Маштакова Н.Д. осуществляет деятельность в области растениеводства и применяет общий режим налогообложения.

Как следует из выписки ОАО «Россельхозбанк» субсидии в сумме 412 856 руб. поступили на счет ИП Маштаковой Н.Д. с расчетного счета УФК по Курской области (Комитет АПК Курской области). Согласно платежному поручению № 874 от 30.04.2013 назначение платежа в сумме 412 856 руб. является «субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства согласно постановления Правительства от 27.12.2012 № 1431, постановления Администрации Курской области от 11.03.2013 № 125-па». В данном платежном поручении нет указаний на перечисление в составе указанной суммы налога на добавленную стоимость.

Суд указал, что налоговый орган не представил доказательств направления указанной субсидии на возмещение налога на добавленную стоимость данного налогоплательщика и содержания в ее составе налога на добавленную стоимость.  Следовательно, у Предпринимателя не имелось обязанности восстановить суммы вычета НДС в порядке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Как верно установил суд первой инстанции, согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.

Таким образом, согласно указанному документу, данные субсидии предоставляются не непосредственно сельхозтоваропроизводителям, а бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановления Администрации Курской области от 11.03.2013 № 125-па «Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по целевой статье «Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» соответствующего раздела, подраздела бюджетной классификации расходов бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных в рамках областной целевой программы «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 № 119-па, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Объем субсидий устанавливается исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уровня софинансирования расходов на соответствующий финансовый год.

В случае если объем предусмотренных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета не обеспечен на условиях софинансирования в полном объеме бюджетными ассигнованиями за счет средств областного бюджета, предоставление субсидий осуществляется в доле обеспеченности софинансированием за счет средств областного бюджета.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим условиям, установленным статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв по ставкам в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Указанные нормативные акты не содержат положений об уплате и восстановлении налога на добавленную стоимость, указанные субсидии предоставляются на условиях софинансирования, в том числе из средств федерального бюджета, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что субсидия во 2 квартале 2013 года в размере 412 856 руб. получена ИП Маштакова Н.Д. из средств бюджета Курской области, поступивших в доход бюджета области из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств на компенсацию части затрат на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Следовательно, ни одно из условий, при наличии которых в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика возникает обязанность по восстановлению НДС с полученных субсидий, в рассматриваемом случае судом не установлено, что свидетельствует о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа, нарушении им прав Предпринимателя и наличии оснований для признания его недействительным.

Поскольку из материалов рассматриваемого дела не следует, что налоговым органом был установлен факт отсутствия у Предпринимателя необходимых первичных документов для получения налоговых вычетов, либо факт несоответствия счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса, а первичных учетных документов – требованиям статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», равно как и факт наличия в них недостоверной информации, ставящей под сомнение добросовестность Предпринимателя при предъявлении налога к вычету, претензий к наличию и содержанию документов, которыми эти операции были оформлены, у налогового органа также не имелось, следовательно, у него не имелось и оснований для отказа Предпринимателю в вычете налога по реально совершенным им хозяйственным операциям.

На основании изложенного, требования Предпринимателя о признании недействительными решения Инспекции от 24.12.2013 № 16-03/312 обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Ссылка налогового органа на судебную практику, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 отклоняется апелляционным судом как не относящиеся к настоящему делу исходя из различия фактических обстоятельств

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2014 по делу n А14-2053/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также