Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А35-3863/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

19 августа  2014 года                                                 Дело №А35-3863/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа  2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа  2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Семенюта Е.А.,

                                                                                     Донцова П.В.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,  

при участии:

от Прокурора Медвенского района Курской области»: Руденко И.И., старшего прокурора отдела прокуратуры Воронежской области;

от общества с ограниченной ответственностью «Хорошая аптека»: Иванова В.В., адвоката по доверенности № 5-юр от 19.07.2013;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Прокурора Медвенского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 03.07.2014 по делу №А35-3863/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Прокурора Медвенского района Курской области к обществу с ограниченной ответственностью «Хорошая аптека» (ОГРН 1114632010063, ИНН 4632157814) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Медвенского района Курской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Хорошая аптека» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 03.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Прокурор Медвенского района Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы  ее заявитель указывает на то, что учитывая обстоятельства дела, характер административного правонарушения в области  предпринимательской деятельности, признать правонарушение, совершенное Обществом  малозначительным оснований не имеется.  Надлежащее лекарственное обеспечение - составная часть медицинской помощи, жизненно важный фактор достижения стратегических целей здравоохранения – сохранения и укрепления  здоровья нации как главной  ценности государства и общества.  Отпуск лекарственных средств  без рецепта врача, в случае его обязательного наличия, способствует  бесконтрольному  потреблению лекарственных препаратов населением, что может негативно сказаться на здоровье и жизни граждан.

В отзыве на жалобу Общество указывает, что Общество приняло необходимые меры по обеспечению соблюдения  его должностными лицами норм действующего законодательства. Доказательств наступления  неблагоприятных последствий, а также наличия существенной угрозы охраняемым  общественным интересам,  существенного вреда личности, общества и государства в данном административном деле заявителем не представлено. Лекарства были отпущены для предотвращения  ущерба здоровью заболевшему.

Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 3.1 Устава Общество с ограниченной ответственностью «Хорошая аптека» целью деятельности заявителя является извлечение прибыли, путем осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 14.04.2014, выданной в отношении заявителя ООО «Хорошая аптека» осуществляет розничную торговлю фармацевтическими товарами, на основании лицензии № ЛО-46-02-000673 от 05.08.2013, выданной Комитетом здравоохранения Курской области.

В соответствии с функциями органов прокуратуры, определенными ст.ст. 1, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полномочиями, представленными ст.27 названного Закона, Прокуратурой Медвенского района Курской области была проведена проверка соблюдения федерального законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на территории Медвенского района, в ходе которой установлено следующее.

17.04.2014 в 11 ч. 45 мин. в аптечном пункте ООО «Хорошая аптека», расположенном по адресу: Курская область, Медвенский район, п. Медвенка, ул. Певнева, д. 3, фармацевт аптечного пункта ООО «Хорошая аптека» Зуборева СВ. реализовала без рецепта врача гражданину Павлову Ю.В. лекарственный препарат «Нимесил», гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь, 100 мг, в количестве 3 пакетов; «Анаприлин», таблетки, 40 мг №50 в количестве 1 упаковки; «Энам», таб. 10 мг №20 в количестве 1 упаковки; «Найз», таб. 20 шт. 100 мг в количестве 1 упаковки.

Факт реализации лекарственных препаратов без рецепта врача зафиксирован в акте проверки от 17.04.2014.

Также прокуратурой отобраны объяснения у гражданина Павлова Ю.В. и приобщены к материалам административного дела товарный чек от 17.04.2014 и информация от ОБУЗ «Медвенская ЦРБ».

Посчитав наличие в действиях ООО «Хорошая аптека» признаков административного правонарушения, 25.04.2014 прокуратура Медвенского района Курской области вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ООО «Хорошая аптека».

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 30.04.2014 прокурор Медвенского района Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении ООО «Хорошая аптека» к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований,  суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, при рассмотрении вопроса о законности заявления прокурора Медвенского района Курской области о привлечении общества к административной ответственности, арбитражный суд полагает возможным признать совершенное ООО «Хорошая аптека» деяние малозначительным.

Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.

Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ.

Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ  лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, подлежит лицензированию.

Пункт 4 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусматривает, что аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно представленной в материалах дела лицензии №ЛО-46-02-000673 от 05.08.2013 на осуществление фармацевтической деятельности лицензиатом является общество с ограниченной ответственностью «Хорошая аптека».

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение N 1081).

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании N1081 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, согласно пункта 6 Положения о лицензировании N1081 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "3" пункта 5 названного Положения.

Статьей 67 Закона N 61-ФЗ предусмотрено, что информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных препаратов, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

Пункт 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств также предусматривает, что по рецептам отпускаются лекарственные средства, не включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665.

В соответствии с указанным Перечнем «эналаприл» (торговое наименование «энам») включен в состав АТХ классификации к препаратам группы С09АА «ингибиторы ангиотензинпревращающего

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А64-689/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также