Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А48-31/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2014 года                                                      Дело № А48-31/2014

город Воронеж

                                                                                                                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена  12 августа 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19  августа 2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Протасова А.И.,

                                                                                           Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Морозов С.Н. представитель по доверенности № 59 от 12.03.2014, паспорт РФ;

от закрытого акционерного общества «Сахарный комбинат «Отрадинский»: Брыкин Е.И. представитель по доверенности № 3 от 09.01.2014, паспорт РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2014 по делу № А48-31/2013 (судья Володин А.В.) по заявлению закрытого акционерного общества «Сахарный комбинат «Отрадинский» (ОГРН 1035717001440) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ИНН 5753041975, ОГРН 1075752001830) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2013 №416,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Сахарный комбинат «Отрадинский» (далее – ЗАО СК «Отрадинский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее – Управление) с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2013 №416.

 Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2014, принятым по данному делу, заявленные требования были удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения.

Податель жалобы ссылается на то, что размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения. Указанные ЗАО СК «Отрадинский» в технических условиях  нормы вывоза и размещения отходов жома должным образом не согласованы с компетентными органами государственной власти.

Настаивает на том, что не лимитированный вывоз отхода – свеколовичный жом на поля сельскохозяйственного назначения приводит к ухудшению их природных свойств. Непринятие Обществом в необходимом объеме реальных мер  по организации правомерного размещения отходов, образовывающихся в процессе производства на земельном участке, расположенном в Отрадинском с/с, Мценского района Орловской области, свидетельствует о том, что возложенные на него обязательные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, не были выполнены.

Считает решение суда области незаконным и необоснованным.

ЗАО СК «Отрадинский» в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на то, что у Общества имеется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный и утвержденный надлежащим образом. Согласно указанному проекту, жом свеколовичный используется в качестве почвенного мелиоранта для пополнения  запасов негумифицированных органических веществ почвы, улучшения структуры почвы и повышения ее почвенного плодородия при выращивании сельскохозяйственных культур. Кроме того, технические условия, в которых утверждены норма и порядок внесения агропрепарата в почву, а также указания по его применению были разработаны Обществом в соответствии с требованиями Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Указывает, что норма внесения агрострукторатора не превышает указанную в технических условиях норму.

Считает решение суда области законным и обоснованным.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.

Представитель ЗАО СК «Отрадинский» в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, закрытое акционерное общество «Сахарный Комбинат «Отрадинский», зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке, осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

В Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области поступили обращения жителей деревень Хомутовка, Нарышкино, Буравленки, Отрадинского сельского поселения Мценского района  Орловской области и информация из Управления Орелоблэконадзора о том, что ЗАО СК «Отрадинский» осуществляет размещение жома свеколовичного на землях сельскохозяйственного назначения.

Поскольку проверка законности указанной деятельности не относится к компетенции Управления Росприроднадзора  по Орловской области, полученные материалы были направлены в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.

17.07.2013 в результате рассмотрения обращения руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области,  Управлением было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский».

08.08.2014 Обществу было направлено уведомление №383 от 07.08.2013 об осмотре земельного участка с местоположением Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с 14.08.2013.

В ходе осмотра, в присутствии понятых и представителя ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» было установлено, что на указанный выше земельный участок вывозился свекловичный жом. Согласно справке от 31.07.2013 №534 объем вывезенного свекловичного жома на данный земельный участок составляет 25387 тонн. Измерение площади размещения свекловичного жома на земельном участке сельскохозяйственного назначения проводилось при помощи системы спутникового позиционирования Leica GS-09. Данное измерение производил главный специалист отдела агрохимии и плодородия почв ФГБУ «Орловский референтный центр Россельхознадзора» Павлов А.А. на основании определения о привлечении специалиста от 13.08.2013. На момент осмотра земельного участка видно, что на участке проведены агротехнические мероприятия по запашке свекловичного жома в почву. Свекловичный жом в кучах не обнаружен. Также на данный момент не вывозится свекловичный жом. Произведен замер при помощи системы спутникового позиционирования Leica GS-09 участка, на который ранее выносили свекловичный жом.

21.08.2013 Обществу было направлено уведомление №422 об отборе почвенных образцов с земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:527 местоположение: Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с.

27.08.2013 с указанного земельного участка были отобраны почвенные образцы, данный факт подтверждается протоколами отбора образцов (проб) почвы №43, №42, №41, которые были переданы для исследования в ФГБУ «Орловский референтный центр Россельхознадзора».

Уведомлением от 17.09.2013 № 484 Управление сообщило Обществу о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 04.10.2013.

04.10.2013 Государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора, в присутствии двух свидетелей, в отсутствие представителя ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский», составлен протокол №416 об административном правонарушении.

Определением Управления от 18.10.2013 назначено рассмотрение дела в отношении ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» на 25.10.2013.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось.

03.12.2013 заместителем руководителя Управления было вынесено постановление  №416 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд  за защитой своих прав и законных интересов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что вина ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» во вменяемом Управлением административном правонарушении не доказана.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Субъективная сторона характеризуется виной.

В силу части 2 статьи 77 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее   - ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения

земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 В силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны исполнять требования, установленные  статьей 42 ЗК РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п.8.3.5 Приказа Минсельхоза России от 04.10.2012 №527 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением: выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А14-14106/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также