Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу n А64-971/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                               06 августа 2014 года

 

Дело №  А64-971/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  30.07.2014

Постановление в полном объеме изготовлено    06.08.2014

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Семенюта  Е.А.,

Протасова  А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Администрации Первомайского района Тамбовской области:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области:

Рыжков В.М. по доверенности №04/14 от 10.01.2014,

представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Первомайского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 по делу №А64-971/2014 (судья Парфенова  Л.И.) по заявлению Администрации Первомайского района Тамбовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконными решения от 06.11.2013 №А2-15/13 и бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Первомайского района Тамбовской области (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – УФАС по Тамбовской  области) №А2-15/13 от 06.11.2013 недействительным, а бездействие по выполнению требований части 2 статьи 49 закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» - незаконным.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Не согласившись с решением, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по следующим основаниям:

- на земельный участок с кадастровым номером 68:12:0101010:605 второго заявления на начальной стадии формирования не было;

- учитывая грубейшее нарушение части 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Администрация восприняла действия комиссии УФАС по Тамбовской области как преднамеренные, лишившие возможности подготовить аргументированную, выверенную в правовом аспекте апелляционную жалобу в Арбитражный суд Тамбовской области по отмене незаконного решения УФАС по делу А2-15/13;

- в судебном заседании решение УФАС по Тамбовской области по делу А2-15/13 не рассматривалось.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.

Представитель УФАС  по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

В  судебном заседании объявлялся  перерыв с 23.07.2014 до 30.07.2014.

Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителя Администрации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

В УФАС по Тамбовской области поступило заявление Филатьева В.А. с жалобой на препятствование со стороны Администрации Первомайского района  в рассмотрении и удовлетворении его обращений о предоставлении в аренду земельного участка для строительства  магазина в пос.Первомайский.

По данному обращению УФАС по Тамбовской области возбуждено дело №А2-15/13 о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства.

Решением от 06.11.2013 (резолютивная часть решения оглашена 22.10.2013) комиссия УФАС  по Тамбовской  области решила:

1. признать Администрацию Первомайского района Тамбовской области нарушившей:

- часть 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося в непроведении в 2013г. торгов на право аренды земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101010:605 общей площадью 752кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, Певомайский район, р.п. Первомайский, ул. Больничная в 17 метрах севернее дома 2б для строительства магазина, при наличии двух претендентов;

- п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части создания необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (Филатьев В.А.) при рассмотрении его заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.п. Первомайский, ул. Больничная, за зданием Пенсионного фонда, для строительства магазина;

- п.8 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части создания дискриминационных условий предоставления земельного участка в аренду, расположенному по адресу: р.п. Первомайский ул. Больничная, за зданием Пенсионного фонда РФ для строительства магазина по отношению к заявителю (Филатьев В.А.).

2. Рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка от 26.07.2013 №04-02/61, заключенного с Дубровским А.В. на основании пп. «г» п.6 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции.

Полный текст решения А2-15/13 от 06.11.2013 направлен в адрес Администрации Первомайского района 13.01.2014 и получен ею 16.01.2014.

Не согласившись с названным решением и его несвоевременным направлением в адрес Администрация, заявитель обратился  в Арбитражный  суд Тамбовской  области с рассматриваемыми требованиями.

Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что Администрацией были нарушены условия конкуренции и неправомерно созданы преимущества одному претенденту и созданы необоснованные препятствия осуществления хозяйственной деятельности другому претенденту.

Арбитражный  суд области исходил из того, что на один и тот же земельный участок с кадастровым номером 68:12:0101010:605 претендовали два заявителя, и в силу  действующего законодательства данный  земельный  участок  мог быть предоставлен одному  из них только по результатам торгов, которые в рассматриваемом случае не проводились.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому  акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предметом оценки суда по настоящему делу является законность оспариваемого решения УФАС по Тамбовской области №А2-15/13 от 06.11.2013, а также  бездействия Администрации по выполнению требований части 2 статьи 49 закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой оспариваемое решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части и немедленно направлено или вручено лицам, участвующим в деле.

Апелляционным судом установлено, что предмет спора определён арбитражным судом области верно, выхода за пределы заявленных Администрацией  требований  не допущено.

Пунктами 2, 8 части 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.

Оспариваемым решением УФАС по Тамбовской области Администрация Первомайского района Тамбовской области признана нарушившей  вышеприведённые правовые нормы.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа и суда области в данной части, и считает необходимым отметить следующее.

В  соответствии с п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В  соответствии с подпунктом 1 п.4 ст.30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Арбитражным судом установлено, что 22.04.2013 в государственный  кадастр недвижимости внесён кадастровый номер земельного участка площадью 752+/- 6 кв.м. из категории земель населённых пунктов для строительства магазина смешанных товаров, расположенный по адресу:  Тамбовская область, Первомайский  район, р.п. Первомайский, ул. Больничная, в 17 метрах севернее дома 2б, - 68:12:0101010:605  (л.д.121).

Согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В рассматриваемом случае спорный земельный участок испрашивался в аренду для строительства магазина, то есть Администрация была обязана провести процедуру согласования места размещения объекта.

Однако 29.05.2013 в газете «Вестник» в выпуске №22 опубликовано следующее сообщение: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ Администрация Первомайского района доводит до жителей Первомайского района информацию о предстоящем представлении земельных участков: - предварительно согласовать местоположение земельного участка площадью 752 кв.м. из категории земель поселений для строительства магазина смешанных товаров в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, ул. Больничная, в 17 метрах севернее дома 2б, согласно акту выбора земельного участка №3 от 02.04.2013г.» (л.д. 133).

Таким образом, на момент обращения в Администрацию Филатьева В.А. с заявлением от 05.06.2013 (л.д.70) испрашиваемый земельный участок уже был сформирован и поставлен на  кадастровый  учёт.

Доказательств проведения согласования места размещения объекта на сформированном земельном участке Администрацией не представлено.

Согласно п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

Согласно п/п. 3 п.4 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

18.06.2013 в Администрацию поступило заявление от Дубровского А.В. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101010:605 (л.д. 73).

Таким образом, после публикации сообщения о предоставлении земельного участка в газете «Вестник» в Администрацию поступило две заявки на  получение данного участка в аренду, что в силу приведённых норм не допускало передачу спорного земельного участка без торгов.

Согласно п.1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу n А64-165/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также