Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2014 по делу n А08-6609/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

4 августа 2014 года                                                       Дело № А08-6609/2013

город Воронеж                                                                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 4 августа 2014 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Ольшанской Н.А.,

судей:                                                                                   Скрынникова В.А.,                                                                                                                                              

                                                                                              Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Сывороткиной Е.Е.,

при участии в судебном заседании:

от Белгородской таможни: Балтук К.В. – старший государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность № 03-50/104 от 07.10.2013,

в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Общества с ограниченной ответственностью «НПП Контакт», третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью «Омега-Сервис»,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НПП Контакт» и Общества с ограниченной ответственностью «Омега-Сервис» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.03. 2014 по делу № А08-6609/2013 (судья Мироненко К. В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НПП Контакт» (ИНН 3124004331, ОГРН 1023101637514) к  Белгородской таможне о признании недействительными решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций № 10101000-26-43/10 от 04.07.2013 и требования об уплате таможенных платежей № 334 от 10.07.2013,

                                           УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «НПП Контакт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения от 04.07.2013 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций № 10101000-26-43/14, а также о признании недействительным требования Белгородской таможни об уплате таможенных платежей от 10.07.2013 № 332 года в размере 264 758,31 руб. (с учетом определения от 15.10.2013).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «НПП Контакт» и третье лицо ООО «Омега-Севис» обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что принятые Белгородской таможней решения не соответствуют нормам международного законодательства, регулирующего двусторонние отношения между Россией и Украиной, а также нарушают права и законные интересы Общества.

В частности, Общество указывает, что, исходя из норм международного права, подписание Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 между странами – участниками Содружества Независимых Государств  с приложением № 1 к нему (далее – Договор  от 18.10.2011)  само по себе не отменяет действие Соглашения между Правительствами  Российской Федерации и Украиной о зоне свободной торговли от 24.06.1993 (далее – Соглашение от 24.06.1993), так как на это отсутствует прямое указание в Договоре от 18.10.2011.

ООО «НПП Контакт» полагает, что Приложение № 1 к Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 между странами – участниками Содружества Независимых Государств  с приложением № 1 к нему (далее – Договор  от 18.10.2011) не может быть истолковано в смысле, придаваемом ему Белгородской таможней, поскольку оно не устанавливает таможенную пошлину по сахару белому  и не указывает, что срок отмены будет установлен по взаимной договоренности. Указанное приложение содержит лишь положение о том, что срок действия таможенной пошлины, в частности,  в отношении товара сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, будет определен по взаимной договоренности.

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Омега-Севис» ссылается, что у ООО «Омега-Севис» отсутствуют данные о прекращении действия Соглашения о зоне свободной торговли от 24.06.1993.

По мнению ООО «Омега-Севис», различие в субъектном составе Договора от 18.10.2011 и Соглашения о зоне свободной торговли от 24.06.1993 не дает основания для прменения ст. 59 Венской конвенции о праве международных договоров, заключенной 23.05.1969.

Также ООО «Омега-Севис» ссылается, что решение о ввозе в Россию сахара белого было принято этой организацией после доведения таможенной информации о нулевой ставке ввозной пошлины.

В представленном отзыве Белгородская таможня возражает против доводов апелляционных жалоб ООО «НПП Контакт» и ООО «Омега-Севис», считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В материалы дела ООО «НПП Контакт» представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителей. В силу ч. 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей ООО «НПП Контакт» и ООО «Омега-Севис».

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Белгородской таможни, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, 15.02.2013 между Частным предприятием «Эльтан», Украина (продавец) и ООО «Омега-сервис» (покупатель) заключен договор № 1 купли-продажи сахара песка свекловичного ГОСТ 21-94 производства Украина.

ООО «НПП Контакт» (таможенный представитель) и ООО «Омега-сервис» (клиент) 25.02.2013 заключили договор № 0147/01-13-704, по условиям которого таможенный представитель принял на себя обязательства совершать от имени, за счет и по поручению клиента операции через таможенную границу Таможенного союза. Во исполнение указанного договора ООО «НПП Контакт» подана ДТ № 10101100/170413/0000409. В графе 31 «грузовые места и описание товара» указанной таможенной декларации указано: сахар белый кристаллический ДСТУ 4623:2006/Гост 31361-2008 из сахарной свеклы урожая 2012 года. Товар выпущен для внутреннего потребления. В указанной декларации ООО «НПП Контакт» не было произведено исчисление ввозной таможенной пошлины со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1042, согласно которому с 01.01.2013 при ввозе товара сахар белый, код ТН ВЭД  1701 99 100 из Украины в Российскую Федерацию таможенная пошлина не взимается.

В отношении товара, указанного в декларации ДТ № 10101100/170413/0000409 Белгородской таможней было принято решение от 04.07.2013 о непредставлении Обществу тарифных преференций № 10101000-26-43/14, в соответствии с которым Белгородской таможней со ссылкой на Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, не предоставлена преференция в отношении товара сахара белого ТН ВЭД ТС 1701 99100. Также 10.07.2013 Белгородской таможней вынесено требование об уплате таможенных платежей № 334 в размере 264 758,31 руб., в связи с необоснованным получением тарифных преференций по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №10101100/170413/0000409.

Полагая отказ в преференциях незаконным и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО «НПП Контакт» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании решения таможенного органа от 04.07.2013 № 10101000-26-43/14  и требования от 10.07.2013 № 334 незаконными.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того,  что  на дату заключения контракта от 15.02.2013 № 1 и на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации  действовал  вступивший в силу для России и Украины 20.09.2012 Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 с Приложением № 1 к нему, согласно которому Россия в качестве изъятия из режима беспошлинной торговли с Украиной установила таможенную пошлину на сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, в размере 340 долл. США за 1000 килограмм, указав в графе «Срок действия (дата отмены) таможенной пошлины» – «Срок будет определен по взаимной договоренности».

Аналогичную меру  в отношении сахара, ввозимого с территории России, ввела Украина.

При этом суд, исходя из положений пункта 30 Венской конвенции 1969 года и  Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011, пришел к выводу о неприменимости к рассматриваемой ситуации Соглашения России и Украины о свободной торговле от 24.06.1993 и протоколов к указанному соглашению от 14.11.1997, от 04.10.2001 и от 25.11.2005, в части, противоречащей условиям более позднего заключенного договора.

Также суд отметил, что Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, имеющий статус международного договора, имеет приоритетное значение над внутригосударственным правовым актом – постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1042 «О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины», в связи с чем применению подлежат нормы международного договора.

Апелляционная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.

С 01.07.2010  на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Указанный нормативный акт ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза».

Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 150 ТК ТС). Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – участников Таможенного союза (пункт 3 статьи 150 ТК ТС).

Статьей  153 ТК ТС (пункт 1) установлено, что  пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 153 ТК ТС пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Статьей 202 ТК ТС в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются  виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится  процедура выпуска товаров для внутреннего потребления.

Согласно статье 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдения запретов и ограничений;

3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза (пункт 2 статьи 210 ТК ТС).

Выбор и изменение таможенной процедуры, в силу положений статьи 203 ТК ТС, осуществляется лицами, перемещающими товары через таможенную границу, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом и законодательством государств – членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 203  Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Федерального закона № 311-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Таким образом, свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию Российской Федерации, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 210 ТК ТС, к которым, в частности, относится уплата ввозных таможенных пошлин. В то же время, отдельными нормативными актами, в том числе международными договорами с государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены льготы по уплате таможенных (ввозных) пошлин.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993, которым предусмотрено неприменение договаривающимися сторонами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2014 по делу n А48-611/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также