Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А36-6246/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Воронеж 09 июля 2014 года
Дело № А36-6246/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2014 Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2014
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи судей Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В., при участии: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Ракша И.В., по доверенности № 115 от 09.06.2014, Шелестенко Д.А. по доверенности № 7 от 22.01.2014, Овчинникова О.С. по доверенности № 13767-01 от 29.11.2013, Писаренко В.Е. по доверенности № 643-01 от 23.01.2014. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.03.2014 по делу № А36-6246/2013 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области к заинтересованному лицу – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании недействительными: приказа Липецкого УФАС России №290 от 17.10.2013 «О проведении внеплановой выездной проверки»; приказа Липецкого УФАС России №321 от 21.11.2013 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки»; о признании незаконными: проведение Липецким УФАС России внеплановой выездной проверки Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области с 28.10.2013 по 25.01.2014; направление требований Липецким УФАС России о предоставлении документов (информации) №6012-02 от 12.11.2013, №6039-02 от 12.11.2013, №6073-02 от 14.11.2013, №6126-02 от 15.11.2013, №7166-02 от 24.12.2013, №99-02 от 15.01.2014, №133-02 от 16.01.2014, УСТАНОВИЛ: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России, антимонопольный орган) и просил суд: 1) признать недействительным приказ Липецкого УФАС России №290 от 17.10.2013 «О проведении внеплановой выездной проверки»; 2) признать недействительным приказ Липецкого УФАС России №321 от 21.11.2013 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки»; 3) признать незаконным проведение Липецким УФАС России внеплановой выездной проверки Управления с 28.10.2013 по 25.01.2014; 4) признать незаконным направление требований Липецким УФАС Рос- сии о предоставлении документов (информации) №6012-02 от 12.11.2013, №6039-02 от 12.11.2013, №6073-02 от 14.11.2013, №6126-02 от 15.11.2013, №7166-02 от 24.12.2013, №99-02 от 15.01.2014, №133-02 от 16.01.2014 (с учётом уточнения заявленных требований). Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением, Липецкое УФАС России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по следующим основаниям: - в оспариваемом приказе не устанавливается факт нарушения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области антимонопольного законодательства и не предопределяется конкретный нарушитель, антимонопольным органом не выносится обязательное для исполнения предписание; - основным этапом в сфере жилищного строительства является получение земельного участка застройщиком; - перечень оснований продления срока проверки не является закрытым, а, следовательно, проверка может быть продлена и по иным основаниям, если проведение проверки в изначально установленный срок не позволило оценить деятельность проверяемого лица на соответствие требованиям антимонопольного законодательства; - продление срока проведения проверки не нарушило прав заявителя, поскольку должностные лица комиссии Управления не вышли за пределы назначенной проверки; - антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления необходимые документы и информацию, а последние, в свою очередь обязаны предоставлять запрашиваемые сведения в установленный антимонопольным органом срок; - мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе дела, целях и задачах истребования документов, на что указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 №80/12. В судебном заседании апелляционной инстанции представители Липецкого УФАС России поддержали требования апелляционной жалобы. Просили удовлетворить их по вышеприведённым основаниям. Представители Управления требования апелляционной жалобы не признали, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным. Судебное заседание откладывалось с 28.05.2014 до 25.06.2014. В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.06.2014 до 02.07.2014. Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзывов на неё, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее: Липецким УФАС России был издан приказ №290 от 17.10.2013 «О проведении внеплановой выездной проверки», которым предусматривалось проведение проверки в отношении Управления в период с 28.10.2013 по 28.11.2013 на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2013 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», т.2, л.д.66-68). Приказом Липецкого УФАС России №321 от 21.11.2013 срок проведения внеплановой выездной проверки Управления был продлен до 25.01.2014 (т.1, л.д.69). В ходе осуществления мероприятий по контролю Липецким УФАС России в адрес Управления были направлены требования о предоставлении документов (информации) №6012-02 от 12.11.2013, №6039-02 от 12.11.2013, №6073-02 от 14.11.2013, №6126-02 от 15.11.2013, №7166-02 от 24.12.2013, №99-02 от 15.01.2014, №133-02 от 16.01.2014 (т.1, л.д.119-127). Управление, считая, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведения внеплановой выездной проверки, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказов №290 от 17.10.2013, №321 от 21.11.2013, а также незаконными действий, совершённых в ходе проверки. Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, указав на то, что поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245 не являлось основанием, предусмотренным п.4 ч.4 ст.25.1 ФЗ «О защите конкуренции», для проведения Липецким УФАС России внеплановой выездной проверки Управления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов; решение о продлении срока проведения проверки, а также все действия в рамках проверки, в том числе по истребованию необходимых документов, могут считаться законными только в том случае, если изначально проверка была начата в соответствии с требованиями закона. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего. В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Оценивая законность оспариваемого приказа Липецкого УФАС России №290 от 17.10.2013 «О проведении внеплановой выездной проверки», апелляционная коллегия учитывает следующее. Согласно ч.4 ст.25.1 ФЗ «О защите конкуренции» основаниями для проведения внеплановой проверки являются: 1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства; 2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства; 3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона; 4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. Как следует из содержания приказа №290 от 17.10.2013основанием проведения внеплановой выездной проверки Управления является исполнение поручения ФАС России от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13 и исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245 (т.1, л.д.66). Поручение ФАС России от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13 о проведении в срок до 01.12.2013 проверок, в том числе камеральных, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках строительных материалов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства в связи с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245 об исполнении п.6 Плана мероприятий поступило в Липецкое УФАС России 12.02.2013 (вх.№524 - т.1, л.д.65). Исходя из буквального толкования ч.4 ст.25.1 ФЗ «О защите конкуренции», само по себе поручение ФАС России от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13 не могло являться основанием для проведения внеплановой проверки, поскольку оно не указано в данной норме. Письмо ФАС России от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13, не являясь в силу закона самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки, по сути, представляет собой указание, то есть способ доведения до территориальных органов ФАС России информации о необходимости исполнения поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245. Пунктом 4 ч.4 ст.25.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются основаниями для проведения внеплановой проверки. При этом, проводя проверки на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, антимонопольные органы, определяя предмет проверки и круг проверяемых субъектов, обязаны учитывать содержание (характер) поручения и его направленность на достижение целей и решение конкретных задач, определенных таким поручением. Как видно из представленных документов, первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым соответствующим министерствам и федеральным службам было дано поручение от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245 – «обеспечить исполнение плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов» (т.1, л.д.61-64). В пункте 6 Плана мероприятий Федеральной антимонопольной службе было поручено проведение территориальными органами ФАС России проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках строительных материалов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. Исходя из содержания поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 №ИШ-П9-7245 и п.6 Плана мероприятий, ФАС России в лице ее территориальных органов было поручено проведение проверок не любых (всех подряд) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов и не на предмет соблюдения требований всей сферы антимонопольного законодательства, а конкретно органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, имеющих непосредственное отношение к сферам жилищного строительства и производства строительных материалов. Проанализировав раздел II Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утв. Распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 №402-р (в ред. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А48-3375/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|