Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу n А48-4654/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

                                                   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

4 июля 2014 года                                                            Дело № А48-4654/2013  

город Воронеж                                   

    

            Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2014  года

Постановление в полном объеме изготовлено 4 июля 2014 года

                 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Скрынникова В.А.,

судей                                                                                           Михайловой Т.Л.

                                                                                                     Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем   Сывороткиной Е.Е.,

при участии в судебном заседании: 

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу: Савушкиной О.Г. – главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1, доверенность №13 от 19.03.2014, Мельникова М.А. – старшего специалиста 2 разряда правового отдела, доверенность №05 от 29.01.2014;

от МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла": представители не явились, извещено надлежащим образом,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2014 по делу №А48-4654/2013 (судья Полинога Ю.В.), принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла»  (ОГРН 1025700770974)  к Инспекции ФНС России по г.Орлу (ОГРН 1125742000020) о  признании недействительными решения от 30.09.2013 № 2489, решения от 30.09.2013 №46, требования № 6073 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013 ,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" (далее - МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла", предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 30.09.2013 № 2489 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.09.2013 №46 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, требования № 6073 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом,  МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что  у него не возникло объекта налогообложения   при выполнении работ по содержанию  имущества, переданного ему в оперативное управление, затраты по которым компенсируются  за счет субсидий из бюджета, так как при этом  предприятие не оказывало никаких услуг на возмездной основе и не передавало результаты выполненных работ организациям либо иным лицам, в связи с чем, реализация работ (услуг) в смысле ст. 39 НК РФ отсутствует.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Орлу возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

По мнению налогового органа, предприятие, выполняя муниципальный заказ по содержанию муниципального имущества (дорог общего пользования), переданного  ему на праве оперативного управления, фактически оказывало услуги, результаты которых потребляются неограниченным кругом и лиц и контролируются муниципальным органом, что свидетельствует о передаче данных услуг муниципальному образованию, то есть их реализации. Вследствие чего, поступившие в адрес предприятия во 2 квартале 2012 из муниципального бюджета денежные средства (субсидии) в счет возмещения затрат на содержание и ремонт муниципального имущества, переданного в оперативное управление, в сумме 64 152 077 руб. являются выручкой от реализации работ (оказания услуг) и подлежат включению в налоговую базу по НДС в указанном налоговом периоде.

В судебное заседание не явились представители МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу,  в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося участника процесса.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 01.07.2014 был объявлен перерыв до 04.07.2014.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" 29.03.2013 была представлена в ИФНС России по г. Орлу уточненная налоговая декларация №3 по налогу на добавленную стоимость  за 2 квартал  2012года, в соответствии с которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 4 779 670 руб.

По результатам проведенной инспекцией камеральной проверки был составлен акт от 15.07.2013 № 1749 и принято решение от 30.09.2013 №    2489 о     привлечении     к     ответственности     за     совершение     налогового правонарушения, которым МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 19 326,45 руб.. Кроме того, указанным решением предприятию  начислены пени по состоянию на 30.09.2013 в сумме 57,47 руб.  и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 6 767 702 руб.

Одновременно Инспекцией принято решение от 30.09.2013  №46 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым заявителю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 г.  в сумме 4 779 670 руб.

Решением УФНС России по Орловской области № 189 от 04.12.2013 решения инспекции от 30.09.2013 №2489 и №46  оставлены без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.

На основании вступившего в законную силу решения инспекции от  30.09.2013 №2489, в адрес МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» было выставлено требование №6073 от 16.12.2013 об уплате пени по НДС в сумме 57,47 руб. и штрафа в сумме 19 326,45 руб.  в срок, не позднее 13.01.2014.

Не согласившись с решениями Инспекции ФНС России по г. Орлу от 30.09.2013 № 2489  и № 46, а также  требованием № 6073 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013, МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о неправомерном исключении налогоплательщиком из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года стоимости услуг по содержанию муниципального имущества, переданного ему в оперативное управление в рамках исполнения муниципального заказа, в сумме 64 152 077 руб., полученной из  муниципального бюджета.

Как следует из материалов дела, муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» создано на основании постановления Администрации г. Орла от 25.012011 №99.

Глава 2 раздела 1 Устава Предприятия определяет, что учредителем предприятия выступает муниципальное образование «Город Орел», которое является собственником имущества, находящегося на предприятии.

В соответствии с главой 4 раздела 1 Устава предприятия, предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Согласно главе 1 раздела 2 Устава предприятия МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг,  преобладающая часть которых предназначена для нужд муниципального   образования   «город  Орел»,   удовлетворения   общественных потребностей     в     результатах     его     деятельности     и     получения     прибыли,     а предметом его деятельности является выполнение работ, оказание услуг в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ и организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов.

Для достижения данных целей предприятие осуществляет, в том числе, ремонт и реконструкцию проезжей части автомобильных дорог и пешеходных тротуаров; реконструкцию автомобильных дорог; капитальный ремонт автомобильных дорог; ремонт      автомобильных      дорог; содержание автомобильных дорог; изготовление и установку защитных дорожных сооружений;  изготовление и установку элементов обустройства автомобильных дорог, в. т.ч. технических средств регулирования; строительство и обслуживание ливневой канализации; ремонт дорожных покрытий мостов; оборудование пешеходных переходов; укрепительные работы.

Постановлением Администрации г. Орла от 02.02.2011 № 201 в оперативное     управление     муниципальному     казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» переданы муниципальные автомобильные дороги общего пользования.

Во 2 квартале 2012 года в рамках осуществления уставной деятельности предприятия Администрацией г.Орла был размещен ряд муниципальных заказов по содержанию муниципального имущества, переданного в оперативное управление. Указанные заказы были выполнены предприятием в полном объеме, что подтверждается отчетами о выполнении муниципальных заказов, представленными в материалы дела.

После исполнения муниципальных заказов предприятием в адрес Администрации г.Орла были направлены заявки на получение субсидий для возмещения затрат на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в оперативное управление. Указанные    заявки    были    проверены    специалистами   Муниципального казенного    учреждения    «Управление    коммунальным    хозяйством    г.Орла»    и Комитета по тарифам Администрации г.Орла. По результатам проверок было признано   право   предприятия   на   получение   субсидий   в   пределах   лимитов бюджетных обязательств.

При этом, как установлено налоговым органом и не оспаривается заявителем, из общей суммы полученных субсидий в счет возмещения затрат на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в оперативное управление в рамках исполнения муниципального заказа, отнесено 64 152 077 руб. Данная сумма не была включена предприятием в налогооблагаемую базу по НДС за 2 квартал 2012 года со ссылкой на абз. 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ.

Соглашаясь с позицией налогового органа о неправомерном занижении предприятием налоговой базы по НДС на спорную сумму,  суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статьей 153 НК РФ установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в       зависимости       от       особенностей       реализации       произведенных       им       или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется ст.154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Одновременно, абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, исходя из буквального смысла приведенных нормативных положений, при определении налоговой базы не должны учитываться лишь субсидии, представляемые налогоплательщикам в связи с применением государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу n А35-8981/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также